Превед вирусу ума!

Медиавирусы, они же мемы, рассматриваются современными маркетологами как необходимые элементы рекламной кампании. Но задолго до появления и маркетологов, и интернета, и самого термина "мем" ученые говорили о "вирусах ума".

203634.jpegВ.М.Бехтерев в 1897 году, произнося речь на годичном собрании Императорской военно-медицинской академии, предложил слушателям обратить внимание на "психические микробы". Он точно подметил, что микробы, приводящие к психической заразе, хоть и не видимы под микроскопом, но — подобно настоящим физическим микробам — действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих, через книги, газеты и пр. Бехтерев предупредил, что человек, находясь в обществе, постоянно пребывает в опасности быть психически зараженным.

Столетие спустя стало очевидно, что наш мир построен на мемах. Они есть во всех сферах — в науке, искусстве, религии, моде, и все в том же вездесущем маркетинге. Почему популярные бренды стоят дороже? Это и есть наценка за мем, прокрадывающийся в подсознание и внушающий желание обладать каким-то товаром.

Само словечко "мем" (англ. meme) придумал английский биолог Ричард Докинз в 1976. Классическое определение мема — единица культурной информации, распространяемая от человека к человеку. Мемом может стать все, что угодно — идея, слово, картинка, видеоролик. Идеальная среда для зарождения мемов, конечно же, интернет, мемы охотно "заводятся" в блогах и на форумах. В англоязычной среде сразу появилось два новых термина — "интернет-мем" Internet meme и "интернет-феномен" Internet phenomenon.

Мемы — действительно феномен. Порой они представляют собой явление веселое и безобидное — так называемый "албанский" язык с его "превед", "медвед" и "креведко", бессмыслицы, а ля "як-цуп-цоп", картинки "погладь кота" с манулами. Куда более серьезны медиавирусы, способные влиять на мнения "зараженных". Эти самые "зараженные" совершенно теряют способность к логике и анализу, демонстрируя стремление немедленно следовать навязанным путем. Даже, если они не согласны с посылом мема, они все равно готовы принять его за истину.

Лучший пример массового помутнения в мозгах — популярный мем о Бетховене. Его активно используют в дискуссиях противники абортов и планирования семьи, когда заканчиваются аргументы. Оппоненту предлагается ситуация: "Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них — слепые, трое — глухие, один — умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Посоветуете ли вы ей сделать аборт?" Если человек рекомендует по медицинским и социальным показаниям прервать беременность, ему торжественно сообщают: "Вы только что убили Людвига ван Бетховена"

Мем оказывает сильное воздействие. Даже самые ярые сторонники абортов в лучшем случае пытаются сопоставить несуществующую статистику по количеству гениев, рожденных в подобного рода семьях и количеству несчастных, неполноценных и преступников, рожденных в аналогичных условиях. А тема целесообразности и теории вероятности неизменно приводит в тупик, поскольку фразы из серии "а кто вы такой, чтобы решать и выбирать" к продолжению дискуссии не располагают.

На самом деле "убийственный аргумент" — вранье от начала до конца, а не исключение из правил, ради которого стоит всерьез задуматься о смене мировоззрения на более толерантное. Бетховен был вторым, а не девятым ребенком в семье и старшим из выживших — только трое из детей Марии Магдалены Бетховен не умерли в младенчестве. Не сохранилось никакой информации, даже на уровне писем и сплетен, не то, что документальной, о слепоте, глухоте или умственной отсталости рано скончавшихся братьев и сестер великого композитора. Те же, что дожили до совершеннолетия, были вполне нормально развиты и здоровы, сам Людвиг ван Бетховен оглох во взрослом возрасте. А бедная оклеветанная Мария Магдалена, мать гения, никогда не болела сифилисом — она болела туберкулезом, от которого и скончалась.

203635.jpegСоздатели мемов искренне гордятся, если удается заставить большое количество людей поверить в совершенно нелепую, даже абсурдную идею. Иногда это делается в шутку, в попытках привлечь внимание общественности к простоте манипуляции человеческими мыслями и чувствами. Еще в начале 90-х Сергей Курехин (c экрана телевизора) запустил медиавирус о том, что Ленин на самом деле был грибом.

На СМИ обрушился шквал протестов и доказательств обратного, развернулась целая кампания по "обелению образа" под лозунгом: "Ленин не гриб!". Споры и возмущения продолжались не один месяц, регулярно вспыхивая по всей стране, что подтверждает трактовку Докинза о самокопировании мема, о свойстве мема провоцировать людей на его дальнейшее распространение.

Существуют мемы, направленные не на создание новых иллюзий, а на разрушение старых и совсем уж бредовых. Один из таких полезных мемов — фраза "британские ученые", призывающая людей не доверять огульно всем подряд утверждениям, ссылающимся на мнение экспертов. Долгое время российские издания часто публиковали нелепые и фантастические вещи, не поддающиеся проверке, а для достоверности добавляли, что "британские ученые обнаружили" или "британские ученые доказали, что". Постепенно даже самые наивные читатели усомнились в выводах "британских ученых", а выражение стало мемом.

В число мемов-легенд, ставших классикой рунета, можно включить и поговорку "мопед не мой, я просто разместил объяву" — аналог устаревшего в 21 веке народного варианта "моя хата с краю". Известен мем о некорректно поставленной задаче с противоречивыми условиями — "взлетит ли самолет". Забавно, но задачка, которая привела к рождению этого мема, решение имеет.

"Самолёт взлетает с подвижной взлетной полосы, движущейся со скоростью самолёта, но в обратную сторону. Взлетит ли самолёт?". Был проведен эксперимент, в ходе которого самолет сумел взлететь с движущегося брезентового полотна — но было уже поздно. Запущенный мем тяжело, а подчас просто невозможно остановить фактами. Как и в случае с несчастной семьей композитора Бетховена — вопреки правде, им навсегда предстоит остаться инвалидами и маргиналами в глазах широкой общественности.

В этом — главная опасность мема. Заразиться может каждый, кто имеет глаза, уши и доступ в интернет. Даже необитаемый остров при наличии мобильного телефона с выходом в сеть не спасет вас от инфицирования и дальнейшего распространения смешной чепухи или злобной клеветы — порой помимо вашей воли.

Единственное, что может спасти — здравый смысл. Он не помешает вам быть "в теме" и улыбнуться картинке с забавной кошачьей мордочкой, но застрахует от навязывания политических, религиозных, национальных и общественных идей. Какой бы звучный, убедительный и наукообразный мем вам ни попался — отнеситесь к нему с долей здорового скептицизма. Тогда и предки останутся спокойны в своем посмертии, и потомки не проклянут за идиотские законы, принятые на основании "британских ученых".

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *
Обсудить