Четвертый срок: радость и страх

Владимир Путин баллотируется в президенты. Заявление, сделанное в цехах нижегородского завода, сорвало бурные аплодисменты трудящихся и заставило вспомнить слова Бориса Ельцина, прозвучавшие в новогоднем телеэфире 18 лет назад. Если помните, первый президент России преподнес свою отставку как праздничный подарок россиянам. С учетом того, что и сегодня Новый год не за горами, а рейтинг Владимира Путина продолжает бить олимпийские рекорды, заявку на его неизбежную победу также можно считать предпраздничным подарком нации. Однако есть обстоятельства, мешающие как ликовать по поводу нового срока Путина, так и сокрушаться и язвить по тому же поводу.

На память приходят строчки из старой, советских времен, песни Бориса Гребенщикова:

Но мы идем вслепую в странных местах,

И все, что есть у нас, это радость и страх,

Страх, что мы хуже, чем можем,

И радость того, что все в надежных руках.

Мы действительно "хуже, чем можем". "Государство в форме пожизненного лидера" сегодня не просто анахронизм, это еще и угроза национальной безопасности. Правя в одиночку или узким кругом, страну можно сохранить, но можно и похоронить, в истории найдутся примеры и того, и другого. Однако быть "в надежных руках" еще не значит находиться в ежовых рукавицах, а надежные руки лучше рук трясущихся - от страха, от пьянства или от старости.

На памяти моих ровесников Владимир Путин не первый политический долгожитель. Только не надо сразу вспоминать Брежнева, правившего страной столько же, сколько Путин к концу нынешнего срока. Про Леонида Ильича слагали анекдоты, про него говорили, что он работал "на батарейках", а Путин находится в безупречной физической и интеллектуальной форме, он источает энергию и здоровый сарказм. Путин выглядит моложе, чем Ангела Меркель, только что избранная на четвертый срок, он чем-то напоминает Пьера Трюдо, прослужившего четыре срока на посту главы Канады.

Эта страна в последние десятилетия удерживает позиции в десятке самых благополучных государств мира. Если вы спросите канадцев, кто из лидеров внес наибольший вклад в их процветание, вам с большой долей вероятности скажут, что это был Пьер Элиот Трюдо, правивший Канадой в 1968-1979 гг. и 1980-1984 гг. Четыре срока.

В течение 18 лет правления Трюдо рейтинг его популярности, как и рейтинг Путина, достигал 80% и выше. Я видел похороны Трюдо в 2000 году: поезд, на котором тело усопшего везли в родной Монреаль, останавливался на станциях, где стояли большие толпы простых канадцев. Некоторые вытирали слезы.

На рубеже 1970-х во франкоязычном Квебеке вспыхнул сепаратистский мятеж, над страной нависла угроза распада. Тушение пожара не сопровождалось войной и репрессиями, а спустя десятилетие сепаратистское правительство Квебека проиграло референдум о независимости. Можно сказать, что канадское единство победило отчасти благодаря личности франкоязычного Пьера Трюдо. Одним из побочных эффектов этой победы стала ненависть к Трюдо со стороны квебекских сепаратистов (как ненависть чеченских сепаратистов к Путину), зато премьер-министр Канады стал первым государственным лидером, принявшим Джона Леннона и Йоко Оно во время их международного тура за мир. После встречи экс-битл сказал: если бы все лидеры были такими как Трюдо, в мире не было бы войн.

Прошу прощения за долгий сравнительный экскурс, но если современную Канаду можно с известной долей условности считать Канадой Пьера Трюдо, то сегодняшняя Россия является Россией Путина - безо всякой условности. Мне кажется, что в промежутке между 1991 годом и до начала 2000-х у нас вообще не было государства. Было "дикое поле", усеянное драгоценными осколками советской технократической цивилизации, богатое полезными ископаемыми, и за эти активы сражались племена нуворишей, гангстеров, северокавказских террористов, силовиков и чиновников, иногда трудноотличимых друг от друга. Так древние кочевники воевали с другими кочевниками за право брать дань с территорий разрушенных ими государств. Символичный штрих: до 2000 года у России не было гимна, его заменяла мелодия без слов, написанная на основе произведения Михаила Глинки. И это по-своему логично - разве может быть гимн у государства, которого нет?

Путинская Россия унаследовала многие дурные черты как советского периода, так и первого постсоветского десятилетия. Она остается страной принцев и нищих, где, как в восточных деспотиях, власть покупается за деньги и служит источником доходов. Мне искренне претит характер правления страной, при котором реальная вертикаль власти снизу доверху строится на подковерных договорах бюрократических и финансовых кланов, закрепляющих раздел сфер влияния и гарантирующих свободу управленцев от любой ответственности перед нацией. Я вижу продолжающуюся деградацию социальной сферы, медицины, образования, произвол чиновников и силовиков. Наконец, запредельный уровень коррупции - с таким камнем на шее трудно бегать наперегонки на международной арене, поэтому впервые с 1990-х годов мне стало по-настоящему тревожно за страну именно тогда, когда она "встала с колен".

Самое грустное заключается в том, что выросло целое поколение, не знавшее никакой иной России, кроме "данной нам в ощущениях". Социально активные мальчики и девочки негодуют в социальных сетях, считая виновником творящихся безобразий одного и только одного человека. В ближайшие годы они будут играть заметную роль среди молодежи, храня антипутинские стереотипы своей юности. Однако те, кто старше, должны помнить, что безобразия начались не при Путине. И что до его восхождения на президентский престол все было гораздо хуже - настолько хуже, что в течение всего ельцинского десятилетия страна балансировала на краю той исторической ямы, в которую рухнул Советский Союз.

Мне кажется, что именно Путин не дал этому совершиться. Пьеру Трюдо было проще: Канада 1968 года имела мало общего с Россией 1990-х.

Более того, прошло много лет, но сохраняется ощущение, что и сейчас Россия держится "на одном гвозде". Выпадет "гвоздь" из стены, погнется, сломается - и обрушится вся конструкция, погребая нас под обломками. Однако те, кто видят в таком прогнозе-ужастике предвыборную агитацию за Путина, ошибаются.

Канада следует курсом Пьера Трюдо не в силу его волшебной способности руководить процессом с того света, а благодаря работе государственных институтов, сохранивших курс, за который голосуют канадцы. Со времен французского политического философа Шарля де Монтескье не придумано ничего более разумного для ведения государственных дел, чем разделение властей. Это еще не рецепт спасения - посмотрите хотя бы на Молдавию, где нет пожизненных президентов, где разграничены полномочия властных ветвей, но половина трудоспособного населения работает за рубежом. Однако все благополучные современные государства устроены по чертежам Монтескье.

Существует ли разделение властей в России? На этот вопрос дает неплохой ответ недавний опрос ВЦИОМа. За новостями из парламента с интересом следят 26% россиян. 74% уверено: Государственная дума нынешнего состава не приняла ни одного полезного закона. Фамилию председателя парламента назвали 22% граждан, при этом 13% не ошиблись. Самым узнаваемым из парламентариев остается Владимир Жириновский.

Думаю, что опрос россиян об отношении к судебной власти дал бы еще более удручающий результат. Однако отсутствие интереса к представительной власти объясняется не только "правовой дремучестью" народа. Существенная часть принимаемых законов не создает сенсации, поскольку не имеет прямого отношения к политике, эти законы регулируют нашу повседневную жизнь, которая без этого превратилась бы в жизнь "по понятиям". Кроме того, действующая Конституция принималась по горячим следам государственного переворота 1993 года, она отводит законодательной власти очень скромную роль в политической жизни страны (поэтому так трогательно звучат жалобы на "президентскую деспотию Путина" в устах тех, кто при этом ностальгически вздыхает по Ельцину).

Смотрите фото: "подвиги" Бориса Ельцина

Но все это не отменяет печального факта - в России нет разделения властей.

Не так давно я собирал мнения экспертов о том, чем объясняется рекордное снижение ипотечных ставок. Одним из опрашиваемых стал председатель совета Национальной ассоциации участников ипотечного рынка Владимир Пономарев. Не стану полностью цитировать его комментарий, но смысл сводился к тому, что размер ставок в значительной степени регулируется президентом, и если глава страны решит, что ипотечная ставка должна быть 6% или ниже, то так и будет, хотя экономических оснований для этого нет. "Все зависит от президента, от его воли, - говорил мой визави. - У нашей экономики ручное управление".

Если бы только у экономики... Я живу в скромном подмосковном поселке и знаю, с каким энтузиазмом соседи по любому поводу бомбят жалобами электронную приемную администрации президента. В этом есть логика: кто же еще способен привести в человеческий вид проселочную дорогу, залатать крышу и ввернуть, наконец, лампочку в подъезде? Граждане страны, раскинувшейся на одной восьмой части земной тверди, приучены к мысли, что есть лишь один человек, способный восстановить справедливость как в глобальном, так и в сельском масштабе - вспомните прямые линии с этим человеком.

Я убежден, что главной жертвой такого доисторического порядка вещей является Владимир Путин. И что во время четвертого президентского срока его сверхзадача будет состоять не столько в том, чтобы покорить нефтяные запасы Арктики или алмазные залежи Сатурна, сколько в том, чтобы вдохнуть жизнь в формально существующие институты власти России, избавляющие лидера от шапки Мономаха.

Читайте также:

Россия перед новым крымским референдумом

Как может распасться Россия 

Автор Станислав Варыханов
Станислав Варыханов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. *
Обсудить