Цена цинизма

И кто сказал, что в России на дворе либерализм? Либерализм, как и всякая идеология, имеет свои принципы. А у нас ныне - эпоха цинизма, принципиальной беспринципности, а раз так, и взывать к их совести нечего: как говорил Глеб Жеглов, тут у них лежбище.

Генер198264.jpegальная прокуратура на днях обнародовала результаты проверки ценообразования на российском фармацевтическом рынке. Выяснилось, что наценки на лекарства, назначаемые по жизненным показаниям, - то есть такие, без которых больной выжить не может, - достигают 380 процентов. Для пациентов начиная со второй группы инвалидности законом установлен список бесплатных лекарств такого рода. Но их или нет в аптеках, или они действительно дешевы, а дешевое редко бывает качественным.

Мой знакомый, инвалид, перенесший аортокоронарное шунтирование, после чего у него выявили еще и диабет, вынужден покупать себе лекарства по жизненным показаниям, и не из списка Минздрава, которые ему не помогли. И это еще хорошо, что покупает, поскольку, несмотря на плохое состояние здоровья, продолжает работать и неплохо зарабатывать - множество людей не имеют такой возможности, поскольку живут за чертой бедности.

Только по официальным данным (они далеко не полны), от лечения, например, раковых заболеваний - а  ряд из них на сегодняшнем этапе развития медицины может быть излечен - отказывается четверть пациентов, которым впервые был поставлен такой диагноз. Отказывается из-за отсутствия денег на оплату лечения.

Тема невероятно завышенных наценок на лекарства, а значит их недоступности для страждущих и никем не подсчитанных смертей, получила на днях публичный резонанс, но ведь возникла она не сегодня и не вчера. Не знаю, кто виноват: те, кто составляет список льготных лекарств, или госчиновники, которые не обеспечивают этот список, или медработники, перепродающие бесплатные лекарства, отпущенные государством, или аптекари, взвинчивающие непомерные наценки...

Но я знаю, что делать: преступник должен сидеть в тюрьме. В Уголовном Кодексе многих стран отягчающее вину обстоятельство - когда преступление совершается с особым цинизмом и с особой жестокостью. Это именно тот случай, причем имеющий массовые масштабы. Преступление, совершенное с особым цинизмом, особой жестокостью, против жизни и здоровья всего населения России.

Проблема организации и управления - корневая для России. Так считаю не только я, и так считал не только мой покойный отец, известный экономист. Говорят, что еще Карамзин, а до него - Фонвизин, в ответ на вопрос, что происходит в России, сказали: воруют.

Ныне у нас развелось огромное количество "менеджеров", то есть по-русски говоря - управленцев. Самые главные из них, хоть в госуправлении, хоть в какой захудалой компанийке, гордо именуются "топ-менеджерами". И не дай Бог, если это люди имморальные! Такой человек в топе - позор и смерть для страны.

Потому что рядовой сотрудник, отличающийся не лучшими моральными качествами, может, конечно, подпортить репутацию своей фирмы. Но по разрушительным последствиям деятельности именно имморальные топ-менеджеры не сравнимы ни с кем.

Имморальный человек - это циник. Он обитает "по ту сторону" добра и зла, они, по его разумению, - просто слова-обманки для дураков. Для циника ничего не свято и все подвергается глумлению - кроме единственной ценности цинизма: своекорыстного интереса.

О-о, циник способен разливаться соловьем публично и рвать на груди рубаху за победу добра над злом, ибо никто так много не говорит о добродетели и не рвет столь рьяно рубах, как подлец.  Уайльд удачно сказал: циник знает всему цену, но ничего не ценит как ценность. Разумеется, кроме своих личных эгоистических интересов.

Философы-киники, от названия которых, собственно, и произошло слово "цинизм", протестовали против устоявшихся стереотипов власти и общественного мнения, были аскетами, жили в максимально возможной в древнегреческом обществе автаркии - отделенности и самодостаточности. Знаменитый Диоген, проживавший в бочке, даже от Александра Македонского захотел лишь одного: чтобы он отошел и не загораживал собою солнце.

Киников часто обвиняли в бесстыдстве, отчего и "циники", изменившие не одну лишь букву в названии, но и всю семантику поведения, похожи на киников только при очень поверхностном взгляде.

Циник не протестует против общественных стереотипов - он их использует. Циник, как правило, крайне далек от аскетизма и, будучи парнем смышленым, удачно употребляет к своему благу мнения как толпы, так и власть предержащих. Цинизм и политика вообще настолько близки друг другу, что зачастую представляются одним и тем же.

И Александра Македонского циник использовал бы на всю катушку, и себя бы при случае объявил топ-менеджером А. Македонским. Вторым. А быть может, и Первым.

Циник - паразит по определению. Ему нужны нециники, чтоб циничествовать, иначе он жить не умеет. Такому, как пел тот же Владимир Высоцкий:

И ни церковь, ни кабак -
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!

Цинику все средства хороши, что физическое здоровье и сама жизнь нации, что существование ее же в духовном пространстве. Я бы записала цинизм в разряд особо опасных деяний и глобальных угроз - наряду с терроризмом. И объявила бы противостояние цинизму стратегическим направлением в обеспечении национальной безопасности. И действовала бы не взыванием к совести - все глаголания этого рода циник называет "моральничаньем" и плюет на них с высокой колокольни.

Нет, за цинизм таких масштабов и таких последствий надо судить невзирая на лица. Кого судом специалистов-профессионалов, а кого - в соответствии с УК РФ. Каждому по вере и делам его. А то все товар беспошлинный, цинизм этот, а цена цинизма слишком уж высока. Я-то мзду не беру. Мне, как Верещагину, за державу обидно.


 

Автор Анна Яковлева
Анна Яковлева — философ, культуролог, редактор, журналист, внештатный автор Правды.Ру
Обсудить