Вот тебе, бабушка, и амнистия!

О проклятом "квартирном вопросе" писал уже и самый ленивый. Писал в СМИ и в суд, обращался к депутату и правительству, жаловался во все мыслимые инстанции.

206488.jpegПо-видимому, на звание самого ленивого в России и претендует тот, кто не в состоянии обеспечить себя жильем или не в силах доказать, что может этим жильем пользоваться на праве собственности. Таких в стране наберется до сорока процентов. И леность их уже по количеству вызывает большие сомнения.

В сицилийской мафии действует так называемый закон омерты. Суть его сводится к следующему: "Тот, кто прибегает к помощи закона, чтобы защитить себя, либо дурак, либо трус. Тот, кто не может постоять за себя без помощи полиции, является и тем, и другим".

Жители России, увы, слишком часто оказываются в роли "дураков" и "трусов", мучительно учась быть законопослушными и убеждаясь, что бездействует либо сам закон, либо его верные слуги. История поселка "Речник" доказывает это положение как нельзя более ярко.

Напомним ее вкратце. В 1957 году Канал имени Москвы выделил в районе Крылатской поймы участки под фруктовые сады в бессрочное пользование своим сотрудникам. Годом позже разрешил возвести дачные домики. Так родилось садовое товарищество "Речник".

Руками жителей создана насыпная дамба, посажено каждое дерево. Две трети построек на территории товарищества так и остались сооружениями дачного типа — некапитальными, без фундамента. В 2006 году правительство Москвы постановило включить поселок в особо охраняемую природную территорию парка "Москворецкий". Но в том же году был принят Закон "О дачной амнистии". Граждане России получили возможность зарегистрировать постройки, находящиеся в собственности или на правах бессрочного пользования.

В августе 2008 года двадцать пять "речников" подали документы в местное управление Федеральной регистрационной службы. Им отказали, как водится, без объяснения причин. Не повезло "речникам" — они построились на столичной территории. Пять садоводческих товариществ, созданных на землях Канала им. Москвы, но в области, без особых мучений оформили свои права.

Но жители "Речника" тоже не сидели сложа руки. Некоторые уже дошли до Страсбурга, другие только еще ждут решений судов разных инстанций. Это не помешало властям начать исполнительное производство. За ученой фразой стоит то, что все видели по телевизору, — ночной штурм, слом жилищ, выкидывание имущества из окон, безразличные судебные приставы и милиция, плачущий ветеран войны.

Протестующих против произвола запихивали в милицейский автобус и травили газом "Черемуха". Вот тебе и амнистия! Понадобилось вмешательство президента и премьера, чтобы остановить беспредел.

"Речник" прогремел на всю страну. А сколько тихих трагедий совершается, сколько невидимых миру слез проливается из-за того, что законы, призванные хоть как-то сгладить самую животрепещущую проблему, — жилищную — пробуксовывают или просто игнорируются?

206486.jpegСамый типичный пример. Молодые специалисты по распределению приехали работать, допустим, в колхоз. Там по программе социальной помощи селу строили дома для работников. Но грянули "лихие девяностые", колхоз развалился, строительство заморозили. Молодым специалистам разрешили вселяться в недострой. Они мало-помалу обустроили жилища.

За это время на территории колхоза образовалось какое-нибудь ЗАО и предложило жильцам выкупить квартиры. Лишь заплатив несколько сотен тысяч рублей, люди якобы смогут получить документы о собственности. Иначе дома продадут третьим лицам.

Сотен тысяч у большинства не набралось. Когда бывшие колхозники обратились в суд с иском о приобретательной давности, им было отказано. Оснований для отказа всегда найдется множество. Начать с того, что отдельного закона о приобретательной давности у нас нет. Есть единственная статья в Гражданском кодексе — 234. Она имеет, выражаясь языком юристов, сложный фактический состав.

Целых пять положений должен соблюсти гражданин, чтобы стать владельцем своей хибары: добросовестность, длительность, непрерывность, открытость и владение имуществом как своим собственным. Длительность составляет пятнадцать лет. Плюс три года исковой давности. Итого восемнадцать.

Давностные сроки и в международном праве немалые: в Англии — двенадцать лет, во Франции — десять, двадцать и тридцать лет в зависимости от титула владения, в Италии — десять и двадцать лет. Но там ситуация с жильем мало похожа на нашу. Для россиян восемнадцать лет — срок поистине драконовский.

Осуществление принципа давности на практике порождает бесчисленное множество вопросов правоприменительного характера. Особенно сложно доказать добросовестность. При желании судья может оставить иск без удовлетворения, если истец, к примеру, потерял квитанции об оплате ЖКХ за какой-то год. А поди их сохрани в течение восемнадцати лет, да еще живя на птичьих правах!

Уперся, доказал, что ты добросовестный приобретатель, а соседи покажут, что ты уезжал на заработки и два года отсутствовал. Условие непрерывности летит в тартарары. Детей надо было кормить? Кого это волнует! Ладно, никуда не отлучался, сидел безвылазно. Тогда с открытостью что-нибудь не так. А так называемые "самовольные постройки" под давность вообще не подпадают.

Но в советские времена самостроя было сооружено без числа. И многие обитатели этих "хором" до сих пор не имеют никакого иного жилья. Дела такого рода тянутся годами и, как правило, заходят в тупик.

Казалось бы, изменения, введенные в Гражданский кодекс РФ в 2006 году, не позволяют оформить в законное пользование строение без придания соответствующего статуса земельному участку. Но согласно Земельному кодексу РФ право оформить в аренду или в собственность земельные участки имеют только собственники расположенных на этих участках строений. Вот и покрутись! А жить-то где?!

И все же… От приостановки сноса "Речника" мы начинаем отсчет нового времени. Им удалось добиться правды — глядишь, и нам удастся. Главное, не отступать!

Автор Марина Кудимова
Марина Кудимова — советский и российский писатель, поэт, переводчик, публицист
Обсудить