Особенности отечественного менталитета

Сколько ни живу на свете, а все не перестаю удивляться России и россиянам. Как ни посмотри, а мы все-таки отличаемся от других наций и народностей. И не столько цветом кожи, разрезом глаз или формой тела, а каким-то особым мироощущением, какой-то странной неуемностью во всем, что можно и нельзя, и везде, где можно и тоже нельзя.

200776.jpegОтсутствие чувства меры иногда представляется мне отличительной чертой россиян, по которой их нетрудно узнать.

Примеров тому — не счесть, они появляются регулярно и воспринимаются как обычные, ничем не примечательные события российской жизни. Вот несколько недель назад, ещё до объявленной реформы МВД, но после очередной антиобщественной милицейской истории, министр Нургалиев сделал нашумевшее заявление. Дескать, любой гражданин, уверенный в неправомочным действиях милиционеров, вправе оказать им сопротивление. Смелое заявление министра тут же нашло народный отклик.

Через пару дней на всех лентах информационных агентств появилось сообщение: некий нетрезвый, как и положено, гражданин избил милицейский патруль. Вроде бы дикая история, но если учесть уже обозначенные выше особенности отечественного менталитета, удивить здесь ничто и никто не может. Ни министр, прекрасно знающий, чем грозит российское законодательство гражданам, оказавшим сопротивление власти, но, тем менее, по сути призывающий к чему-то подобному. Ни гражданин, поверивший в слова высокопоставленного чиновника и по-российски, безоглядно бросившийся противостоять, как ему казалось, беспределу.

А уж коли мы настроились на милицейскую волну, еще несколько примеров из той же серии, что сегодня особенно актуально, с учетом объявленной реформы МВД.

Совсем недавно один немалый чиновник этого ведомства поразил меня таким заявлением: в ходе реформы первыми под сокращение попадут сотрудники ДПС, затем ППС и вневедомственной охраны. И лишь потом, возможно, сокращение коснется центрального аппарата МВД. А возможно, выходит, и не коснется, хотя простая логика подсказывает, что для пользы дела сокращать-то как раз надо чиновников, а не тех, кто непосредственно работает, что называется, "на земле". Но здесь побеждает другая логика, чисто житейская — кто составляет списки на сокращение, тот себя в них не вписывает. И попробуй этому что-нибудь возразить.

Другой милицейский начальник, тоже крупный, недавно сообщил, что московская милиция в новом году сосредоточит свои усилия на раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, в частности, например, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также будет уходить от "мелочевки".

200778.jpegВозможно, генерал ничего плохого и не имел в виду, просто "так выразился". Но ведь его слова рядовой гражданин может понять и следующим образом: если теперь на улице ему, простите, набьют морду, отберут кошелек и мобильник, то спешить в ближайшее отделение не стоит, так как мелочевкой милиция больше не занимается. И если это на самом деле окажется так, то трудно даже себе представить, чем все закончится. Потому что граждане будут защищаться сами. А меры, какого-то края, как мы уже выяснили, у нас не знает никто.

Из того же ряда битва московских властей с москвичами и гостями города за соблюдения правил парковки. Совсем недавно Мосгордума даже приняла в первом чтении законопроект, инициирующий поправки в КоАП, существенно повышающие штрафы за нарушения в этой сфере. Но ведь вот какая интересная штука получается: как ни боролись столичные власти с нарушителями правил парковки, как ни лоббировали идеи с эвакуацией транспортных средств, а граждане как парковались где попало, так и продолжают это делать.

И потому, наверное, в полном соответствии с особенностями отечественного менталитета было бы логично полностью запретить гражданам выезжать в центр города, парковаться во дворах, а лучше всего вообще не разрешать им ездить на своих автомобилях. Но так как в нынешних рыночных условиях это сделать трудно, то надо попытаться напугать автолюбителей высокими штрафами. Однако это вряд ли поможет — смею предполагать, что граждане будут продолжать вести себя в том же духе и в дальнейшем.

Кстати, паркуются россияне, между прочим, точно так же, как и ездят, с нарушением всех ПДД, и никакие повышенные штрафные санкции их остановить не могут. Почему? Да потому, считают эксперты, что одних репрессивных мер мало, нужно менять психологию российского человека. А она, психология, сегодня может выражаться строкой из старой советской песни: "Нам нет преград на море и на суше"…

Относится это как к гражданам рядовым, так и к тем, кто поднялся по ступеням социальной лестницы. И не знаем мы меры ни в словах, ни в действиях — что хорошо, наверное, на войне, при защите Родины. Но уж никак не в мирной жизни.

Автор Николай Дорофеев
Николай Дорофеев — журналист, корреспондент, обозреватель, редактор
Обсудить