МУДОДы наступают!

Вы знаете, что такое ООШ? А что такое СОШ? А может быть, вам известно, что кроется за уродливой аббревиатурой МУДОД? Не знающих могу просветить: это ни что иное, как муниципальное учреждение дополнительного образования детей. В просторечье — бывший дворец пионеров. А то ещё их сейчас называют центрами творчества. Но это название пишут уже в кавычках после МУДОД.

Дочкин руководитель кружка пытался получить субсидию на жильё. Как водится, его отсылали всё за новыми и новыми справками, административным барышням не нравилось то и это. Пока он добывал очередную справку, уже добытые успевали устареть. Словом, всё шло по обычному кругу — пока, наконец, наш ходок не взмолился, не ткнул пальцем в одну из справок:

— Девушки, милые, да вы посмотрите, где я работаю! Вот, здесь написано — "МУДОД". Нормальный человек будет работать в месте с таким названием? Не будет! Так что уж простите меня — какой с меня спрос!

Как ни странно, подействовало. Начальственные девушки удовольствовались теми справками, какие у него были.

Но с юмором наш человек к серьёзным названиям относится редко.

Иные коллеги-журналисты, по крайней мере, у нас в регионе, с появлением всяческих ОАО и ООО решили, что простые слова "завод" и "фабрика" безнадёжно устарели. В производственных статьях читаешь: "в цехах общества", "директор Иван Иванович провёл меня по всему обществу" — на самом деле они ходили по слесарным мастерским, где могло вовсе никого не быть — и всё равно это было "общество".

В своей газете я безжалостно кромсаю авторские материалы, вычёркивая всяческие МДОУ и оставляя простое "детский садик", благо то, что это детский садик номер такой-то, неизменно указывается сразу после МДОУ — но уже в кавычках. Рутинно зачёркивая кавычки, я нет-нет да вспомню статью В. И. Ленина про то, как люди засоряют наш язык. Статью нам задавали в школе, к уроку русского — в начале восьмидесятых.

Нынче вспоминать Ленина как-то не принято, а зря — много в его работах было дельного. Впрочем, о чистоте языка пёкся не он один. Корнея Чуковского не на шутку беспокоило наступление канцелярита, а англичанин Джордж Оруэлл оставил нам в наследство словечко, переведённое на русский как "новояз". Но увы, предостережения из прошлого давно забыты и мы как засоряли язык, так и засоряем. Ленину с современными ему шкрабами (школьными работниками) вместо учителей нынешнее издевательство над языком и не снилось.

Фото: AP

И что интересно: коробят ведь народ уродливые сокращения, ещё как коробят! Морщится наш человек, а пишет: "МОУ СОШ" вместо простого "школа". Попробуй объясниему, что газетная статья — это не инструкция, не циркуляр, что совершенно излишне каждый раз указывать чью-то форму подчинения (ГОУ или МОУ), или форму собственности (те же ОАО и уж совсем страшное - ЧП), или же форму финансирования — МУП, ГУП и прочее. Но куда там! МОУ, МДОУ и МУДОДы наступают со всех сторон.

Долгое время мне казалось, что всё дело — в нашей традиционной бездумности: сказало начальство, что перед вами МДОУ — значит, никакой это не садик, а МДОУ и есть.

Но совсем недавно мне пришло в голову, что всё куда серьёзнее. Элементы новояза постепенно перестают быть мусором, они приобретают совершенно реальное, я бы сказала — прикладное значение. И оно обещает со временем расти. Не исключено, что в текстах первым делом мы будем смотреть на аббревиатуры и сходу понимать, что за ними кроется. А главное: то, что они обозначают — это для нас или не для нас?

Здесь самое время вспомнить, что автор словечка "новояз" лучше других показал, что уродование языка идёт не само по себе, оно — следствие каких-то тревожных процессов в обществе. Язык — отражение жизни. Уродуется жизнь — не остаётся неизменным наш язык. К примеру, МОУ, ДОУ и МУДОДы изобилием своим свидетельствуют о бюрократизации всего и вся. А если так, то, может не стоит мешать языку меняться? Пусть как можно ясней отражает происходящие вокруг нас явления?

Мне принесли статью, в которой автор выражает тревогу по поводу грядущего перевода БУ в АУ. Переведу для тех, кто не догадался: речь идет о переводе бюджетных учреждений (БУ) в автономные (АУ). Больницам, школам, домам культуры и т. д. предстоит перейти на вольные хлеба и самим зарабатывать на своё существование.

Споров вокруг этого закона было немало. С телеэкранов нам вещают, что базовое образование останется бесплатным. Но это слабо успокаивает народ, ведь никто не знает, что такое базовые стандарты образования. И на местах таких дров могут наломать!

Хотелось бы, чтобы всем, для кого это важно, повезло — ребёнок благополучно закончит МОУ СОШ, которая без сомнения будет являться БУ, то есть финансироваться будет из бюджета, читай — из наших же налогов, и с вас не потребуют непомерной платы за уроки.

А выбирая дальнейшее образование, вы со своим ребёнком остановитесь на ГОУ ВПО, хотя здесь ко всему ещё и тавтология. Судите сами: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Ну и пусть коряво, зато всё ясно: государственный вуз!

Пожалуй, не буду больше вычёркивать аббревиатуры. Пусть наш читатель приучается разгадывать их. Может пригодиться…

Автор Евгения Басова
Евгения Басова — российский писатель. Член СП России *
Обсудить