Аномальная жара — повод задуматься о вечном


Темой прошедшей накануне в Москве пресс-конференции был заявлен завершившийся на этой неделе визит патриарха Кирилла на Украину, но погода диктовала журналистам другое. В итоге официальные спикеры Русской православной церкви ответили на вопросы о том, можно ли считать засуху "карой Божией", как молиться о дожде и грешно ли ходить полураздетыми.

Митрополит Иларион, председатель синодального Отдела внешних церковных связей, заявил, что очень осторожно относится "к попыткам интерпретировать те или иные погодные явления как наказание Божие или как благословение Божие".

"Вообще-то когда мы говорим о наказании, то должны очень хорошо понимать, что Бог никого специально не наказывает. Бог никому не мстит за какие-то грехи или злые поступки. Преподобный Исаак Сирин говорит, что вообще было бы совершенно непристойным считать, что Бог может быть мстительным", — отметил он.

Владыка Иларион рассказал, что "слово "наказание" в славянском языке означает "научение". Если Бог кого-то наказывает, то Он наказывает не как мститель, а как любящий Отец для того, чтобы человек чему-то научился. Такое наказание, или научение, может с каждым человеком происходить самым разным образом".

"Поэтому я думаю, что не следует всякий раз, когда происходят стихийные бедствия, засуха или наоборот, дождь, говорить о том, что Бог наказывает нас за наши грехи. Так же как не следует это говорить, если, например, человек заболел. В каком-то определенном смысле всякая болезнь является следствием греха. Потому что если бы мы не были подвержены греху, мы бы не болели. Но установить прямую взаимосвязь между тем или иным грехом и последовавшей за ним болезнью, я думаю, бывает далеко не всегда возможно и не всегда нужно", — продолжил он.

По мнению главы ОВЦС, "мы должны воспринимать все, что к нам приходит от Бога, со смирением и думать о том, как нам извлечь из этого пользу, чтобы действительно наказание Божие стало для нас научением и стало для нас уроком".

"В отношении темы погоды я хотел бы вспомнить такой забавный случай, который подтвердил мою мысль о том, что погоду можно интерпретировать как угодно, было бы желание. Мне вспоминается визит покойного Святейшего Патриарха Алексия II в Иерусалим в 2000 году. Стояла прекрасная погода, светило солнце, и все говорили: "Как замечательно, даже солнышко и природа радуется о том, что приехал Святейший Патриарх". И вдруг пошел дождь, налетел ветер, даже, как мне кажется, посыпался снег, что было совершенно необычно. Святейший находился в одном из женских монастырей, кажется, это был Горненский монастырь. И я подумал: как сейчас будет интерпретирована погода? И, представьте себе, матушки сказали патриарху: "Ваше Святейшество, какая радость, вы привезли с собой дождик!" Я понял, что тему погоды можно развернуть как угодно", — с улыбкой заметил митрополит Иларион.

В свою очередь, протоиерей Всеволод Чаплин, председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, отметил, что "когда говорится о подобных явлениях как о Божией каре и о Божием знамении, подчас это говорят несколько упрощенно, если не сказать вульгарно".

"Не всегда погодные явления имеют прямое отношение к воле Божией. Но то, что жара заставила многих людей задуматься, может быть и позволяет говорить о том, что не зря все это с нами происходит. Когда аномальная погода и явления присутствуют, люди в тех же газетах, в тех же блогах, по телевизору начинают думать: а правильно ли мы живем? Хорошо ли, что мы все живем в огромных городах, становящихся все более и более несовместимыми с жизнью? Помогаем ли мы друг другу в это время, когда многим тяжело, многие страдают, оказываются в больницах, вызывают "Скорую помощь"?", — отметил отец Всеволод.

По его мнению, "в это время нужно особенно серьезно друг другу помогать. Кому-то нужно купить кондиционер, кого-то просто перевести через улицу, если видно, что человеку плохо, вызвать врача. Такая аномальная погода напоминает нам о том, что мы очень хрупкие люди и должны поддерживать друг друга".

"Неплохо помолиться о том, чтобы смягчились погодные условия. На каждом богослужении мы молимся о "благорастворении воздухов", то есть о хорошей погоде. Но не нужно только относиться к этой молитве как к магизму, к колдовству", — подчеркнул протоиерей.

Как рассказал он, "в языческой традиции люди относились к богу как к кому-то, кого можно купить. Ты заплатил шаману, шаман помахал чем-то и дальше нужно ждать положительного результата в виде убитого быка, ожившего вождя или окончившегося мороза".

"Нужно молиться, не требуя от Бога результата, а каясь в своих грехах и надеясь на Божию милость. И вообще молиться нужно, прежде всего, о вечном спасении своей души и о том, чтобы Бог тебе послал то, что ему угодно. Божия воля всегда для человека несет благо. Молиться нужно о том, чтобы Господь нам дал то, что нам по-настоящему нужно. А это, прежде всего, вечное спасение и исполнение в нашей жизни Его воли. Будем молиться, в первую очередь, не только о дожде, а о том, чтобы Господь нами руководил в нашей жизни", — призвал отец Всеволод.

Глава синодального отдела не считает, что жаркая погода является уважительной причиной для прихода верующих в храм с открытымиплечами, в шортах и другой чересчур открытой одежде.


"Могу сказать, что в Риме сейчас тоже не прохладно, но именно в эти дни Ватикан принял постановление, которое предписывает людям, пересекающим его границу, не одеваться в шорты и в одежду, которая оставляет плечи открытыми. Дискуссия на эту тему ведется не только в православном, мусульманском мире, она ведется везде", — отметил он.

По словам отца Всеволода, "есть, конечно, крайние позиции. Есть люди, которые требуют, чтобы юбки были не выше десяти сантиметров от пола. Есть другая крайняя позиция, это люди, которые говорят: "Почему я не могу прийти в церковь в шортах и майке, жарко, где ваше человеколюбие, где ваша совесть?"

"Я таким людям отвечаю: "Бог, конечно, воспримет любого, потому что Ему важно состояние нашей души. Люди в храмах сейчас тоже становятся достаточно терпимы, женщины приходят в брюках, в короткой одежде, и никого за это не ругают. Но человек должен сам понимать, что его отношение к Богу, его предстояние перед Богом выражается не только в его душевном стремлении, но и в том, как он стоит, во что одет", — рассказал он.

Как подчеркнул отец Всеволод, "на чей-то юбилей мы идем обычно не в шортах, в оперу или на концерт классической музыки тоже не пойдем, если мы достаточно культурные люди, с папиросой в зубах, в шортах и в майке. Почему же тогда идя в храм, общаясь с Богом, мы бросаем Ему вызов?"

"Если человек, общаясь с Богом, позволяет себе небрежный или развязный вид, значит, у него с душой что-то не в порядке", — считает отец Всеволод.

В завершение священник рассказал анекдот о том, как две девушки в бикини после пляжа решили зайти в храм мужского монастыря. После некоторых колебаний они все-таки зашли в церковь, и, когда им стали делать замечания, одна из подруг сказала другой: "Я же тебе говорила, что без платка нельзя!"

Протоиерей Николай Балашов, заместитель главы Отдела внешних церковных связей, обратил внимание на то, что "в Москве некоторым из нас удается укрыться под сенью прохладных кондиционеров".

"А вот богослужения под открытым небом, которые сейчас проходили на Украине в связи с патриаршим визитом, такой возможности не предоставляли. Было очень жарко, люди стояли, как отметил сам патриарх, совершенно героически, тысячами стояли в плотной толпе и не расходились", — рассказал он.

Как отметил отец Николай, "это не испортило общего впечатления от визита, и в этой физически несколько трудной обстановке находило ответ вдохновенное слово патриарха. Я должен отметить, что он ни разу не говорил по бумажке. Вдохновенное слово патриарха, обращенное к людям, как-то нас всех соединяло и давало силы совершенно забыть об этих внешних условиях. Стояли мокрые до нитки и не думали об этом. Это было преобладающее впечатление от жары в контексте украинской поездки Святейшего Патриарха".

"Что же касается того, что мы переживаем здесь, то, может быть, пора уже действительно молиться о дожде", — считает он.

Протоиерей также напомнил, что "в старых требниках в числе грехов, о которых духовник должен вопрошать кающегося на исповеди, был и такой: "жаловался на погоду"".

В свою очередь, Владимир Легойда, председатель синодального Информационного отдела, считает, что "аномальная жара — следствие, прежде всего, той ненормальной в экологическом плане деятельности, которую человек ведет. Люди наказывают сами себя, создают ситуацию, из-за которой потом страдают".

"Думаю, что к жаре нужно относиться спокойно. Гораздо более важно то, как мы относимся к аномалиям в своей душе", — подчеркнул он.

 

 

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить