"Сухой закон" возвращается?

208482.jpegВ ряде регионов России введен запрет на продажу крепкого алкоголя в ночное время. В Москве алкогольный мораторий тоже действует. А в подмосковных магазинах с начала апреля запрещена продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов позднее 21.00 и раньше 11.00. То есть время совершило полный круг и вернулось в 1972 год. Тогда торговля напитками крепостью 30° и выше, кто не помнит, была ограничена с 11 до 19 часов — пресловутый "час волка".

Значит, мы снова дошли до такого состояния, что государству приходится налагать на нас опеку. С точки зрения прогрессивных западных философов человек — хозяин своего тела. Он имеет право сам решать, что ему есть, пить, курить и пр. Но он обязан и сам нести ответственность за последствия своих решений. С точки зрения российской действительности эти постулаты не выдерживают никакой критики.

С тех пор как к нам были применены либеральные законы, потребление чистого спирта в стране выросло до 18 литров на душу населения, включая грудных детей и стариков. За последствия этого "решения" и отвечают грудные дети, старики, а в основном женщины. Конечно, если сами трезвы. По заключению Всемирной организации здравоохранения среднедушевое потребление восьми литров в год ведет к необратимому изменению генофонда. То есть к вырождению.

Читайте: Пивовары отказываются спаивать подростков

Можно спорить с академиком В. Ждановым об особенностях русского организма, плохо перерабатывающего алкоголь (почему тогда не все спились?) Но никому не придет в голову усомниться, что ситуация с потреблением алкоголя в стране катастрофическая. Ни один здравомыслящий гражданин не возразит против необходимости принять комплексные меры, пока народ окончательно не превратился в маринованный овощ. Но какие меры, — вот в чем вопрос.

Как фактически будет осуществляться ограничение, если лицензии на продажу зелья в основном имеют так называемые маркеты — предприятия смежных форм торговли? Здесь одновременно и в одном зале продается широчайший ассортимент товаров — от селедки до велосипедных насосов. Если массовая психология изменилась мало (что не запрещено, то разрешено), то российская торговля при свободном рынке изменилась кардинально. Учитывают ли инициаторы ново-, а точнее, старовведения динамику этих изменений?

208484.jpegЧтобы не провоцировать граждан, продавцам предлагается закрывать отделы с алкоголем. Если это сделать невозможно, то продавец просто не должен принимать алкоголь к оплате. Так видит обстановку чиновник, надзирающий за оборотом алкогольной продукции. Честное слово, не покидает ощущение, что наша бюрократия "понаехала" из каких-то далеких стран, а то и свалилась с иных планет. "Закрыть" отдел в общем торговом зале означает каждый день вдвое увеличивать нагрузку сотрудников: утром и вечером им придется оттаскивать спиртное на склад. Кто будет оплачивать дополнительный труд грузчиков?

Опечатать винно-водочные сокровища? Каким образом? Заклеить скотчем или задернуть полиэтиленовой пленкой? Но если каждая торговая точка без всяких заклеек терпит ежедневные убытки от воровства покупателей, то как спастись от жаждущих "догнаться", которые не остановятся ни перед чем? Продавцы, "не принимающие к оплате", вообще вызывают гомерический хохот. Особенно анекдотично это выглядит в маленьких городах и поселках, где чуть не все жители состоят в родстве.

Читайте: Спиртное пьют неудачники

Откажи родному племяннику — он с похмелья дом подожжет. Ясно, что чеки на спиртное будут пробиваться заранее, до сдачи кассы. Штрафы от 3 до 5 тысяч рублей для должностных лиц за несоблюдение закона тоже смехотворны по сравнению с выручкой от продажи "бормотеля". Да и затариваться любители будут заранее, и еще приторговывать на стороне.

О возобновлении таксистского ночного промысла и ядовитых суррогатах уже и не говорим — "паленка" и сейчас сводит на тот свет тысячи людей. А по поводу семейного бюджета регулярно злоупотребляющих вспомним старый анекдот. Отец: "Водка подорожала!" Сын: "Папа, теперь ты будешь меньше пить?" Отец: "Нет, сынок, теперь ты будешь меньше есть".

Вечное "что делать?" в очередной раз встает ребром. Если уж дошло до репрессивных мер, только вынесение продажи алкоголя в отдельные и крепко запирающиеся точки, как это было в 80-е, может сделать ограничения эффективными. За полтора года той высмеянной кампании потребление "змия" снизилось на 3,7 литра. Прежде чем браться за борьбу с алкоголизмом, хорошо бы понять, к какому результату мы стремимся и каким арсеналом средств для его достижения располагаем. А "завязывать", особенно с пивом, давно пора!

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Марина Кудимова
Марина Кудимова — советский и российский писатель, поэт, переводчик, публицист
Обсудить