Катынский излом Леха Качиньского

10 апреля при заходе на посадку в аэропорту Смоленска разбился самолёт Ту-154. Это был борт президента Польши Леха Качиньского, летевшего для участия в траурных мероприятиях по случаю 70-летия расстрела в Катынском лесу польских офицеров.

По предварительным данным, катастрофа произошла из-за плохой видимости. В условиях тумана самолёт зацепился за ветки деревьев. Стало известно, что по причине погоды экипажу предлагали сесть в Москве или Минске. Но опытнейший польский экипаж отказался. Перед тем, как самолёт рухнул, он трижды неудачно заходил на посадку. Четвёртая попытка оказалась роковой — борт не дотянул до взлётно-посадочной полосы аэропорта около 300 метров и упал.

Погибли все 97 человек, находившиеся на борту. Среди них — сам Лех Качиньский и его супруга Мария. В составе польской делегации были также глава Генштаба  Франтишек Гонгор, президент Института национальной памяти Януш Куртыка, епископ дивизии Войска Польского генерал Тадеуш Плоский, глава Нацбанка Славомир Скшипек, глава Службы безопасности Александр Щигло, 50 депутатов Сейма. Были на борту и родственники офицеров, расстрелянных в Катыни в 1940 году.

Первыми соболезнования польскому народу выразили Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Президент России выступил со специальным обращением к полякам, объявив 12 апреля днём общенационального траура в России. Специальную комиссию по расследованию обстоятельств случившегося возглавил премьер-министр. Вечером Путин отправился в Смоленск, где встречал срочно прибывшего из Польши коллегу Дональда Туска и брата погибшего президента Ярослава Качиньского.

В Польше известие о гибели президента вызвало шок. Премьер Туск, выступая перед народом, рыдал. В стране объявлен семидневный общенациональный траур. Отменены не только развлекательные концерты, но и футбольные матчи. Множество людей принесли цветы и свечи к зданию президентского Бельведерского дворца в Варшаве. Генпрокуратура страны изъявила желание провести собственное, параллельное российскому, расследование обстоятельств трагедии.

Временно исполняющим обязанности президента Польши стал председатель Сейма Бронислав Коморовский. Ожидается, что выборы нового главы государства состоятся не позднее 10 июня.

Пока же в Польшу поступают соболезнования со всего мира. Посольства этого государства утопают в цветах, которые приносят тысячи сочувствующие горю поляков людей. Подобная картина наблюдается и в Москве.

Фото: AP

Президент Польши — не первый глава государства, погибший в авиакатастрофе. Шесть лет назад та же страшная участь постигла Президента Македонии Бориса Трайковского. Ранее жертвами трагедии в небе становились президент Пакистана Мохаммед Зия-уль-Хак, президент Мозамбика Самора Машел, лидер Эквадора Рольдос Агилера, генсек ООН Даг Хаммаршельд и ряд других политиков. Но никогда в самолёте одновременно не гибло столько представителей политической элиты, как вчера под Смоленском.

Лех Александр Качиньский был одним из самых ярких политиков современности. Он родился 18 июня 1949 года в Варшаве. В 13-летнем возрасте вместе с братом Ярославом снялся в фильме-сказке "Двое, укравшие Луну". В дальнейшем будущий политик окончил юридический факультет Варшавского университета, защитил докторскую диссертацию. Однако успешной карьере в социалистической Польше он предпочёл участие в диссидентском движении.

С середины 70-х гг. Лех Качиньский (вместе с братом) участвует в работе оппозиционных организаций. В 1980 году он стал юридическим советником знаменитого профсоюза "Солидарность". Когда в декабре 1981 года в Польше было введено военное положение, профсоюз был запрещён, а сам будущий президент провёл в тюрьме почти год. Однако выйдя оттуда, он продолжил оппозиционную деятельность.

В 1989 году социализм в Польше пал, и карьера Качиньского пошла в гору. В начале 1990-х гг. он в разное время избирался депутатом Сейма и сенатором, занимал при президенте Лехе Валенсе должности руководителя Бюро национальной безопасности и главы Высшей контрольной палаты. В 2000–2001 гг., уже при президенте Александре Квасьневском, Качиньский был министром юстиции страны.

В 2001 году Лех вместе с братом-близнецом Ярославом основал консервативную партию "Право и справедливость". В основе её программы было неприятие курса на вступление Польши в Евросоюз, недопустимость узаконивания однополых браков, борьба с коррупцией, ужесточение наказаний за все преступления, усиление роли Католической церкви. Тогда же он откровенно назвал Россию угрозой для своего государства.

Первый блин вышел комом — в 2001 году партия Качиньских проиграла парламентские выборы, и Лех, оставивший пост министра, возглавил в Сейме правую оппозицию. Но уже спустя год он взял реванш, победив на выборах мэра Варшавы. Программа Леха отличалась популизмом — бизнесуон обещал снижение налогов, малоимущим слоям — увеличение социальных расходов. В любом учебнике по экономике сказано, что эти вещи друг с другом несовместимы. Но народ кандидату Качиньскому поверил.

Читайте: Трагедия в Катыни: память без спекуляций.

Фото: AP

Кресло мэра стало трамплином для главной цели  — должности президента. Будучи градоначальником, Лех в куда большей степени был политиком, нежели хозяйственником. Оннесколько раз запрещал гей-парады и проводил показательные процессы над коррупционерами, за что народ прозвал его "Варшавским шерифом". Он призывал не входить в Евросоюз, поскольку там главную скрипку играет исторический враг Польши — Германия. Но больше всего доставалось от Качиньского России.

Весной 2005 года Качиньский, объявивший о намерении баллотироваться в главы государства, раскритиковал президента Квасьневского за то, что тот отправился в Москву на празднование 60-летия Победы. По мнению Леха, Германия и СССР в равной степени были оккупантами Польши, а 9 мая — всего лишь день, означавший смену нацистской оккупации на советскую. Вспомнил он и о Катыни.

"Нападение Гитлера и Советской России стоило нам смерти шести миллионов людей и полвека неволи. Русские убили тысячи польских офицеров в Катыни. Сегодня они отказываются признать это геноцидом. Россия хочет унизить Польшу за то, что не может нами повелевать", — заявил он.

В сентябре 2005 года партия братьев Качиньских "Право и справедливость" победила на парламентских выборах, а спустя месяц Лех был избран президентом страны. И вплоть до 10 апреля длилось его правление, отмеченное и неприятными вещами, и откровенным комизмом. Его заявления и действия превратили польского лидера едва ли не в самого часто упоминаемого руководителя Европы.

Внутри страны коньком Качиньского стала борьба с наследием коммунистического прошлого. В Польше активно публиковались списки реальных и мнимых агентов служб безопасности социалистической Польши. Он обвинил в сотрудничестве с КГБ самого Леха Валенсу, за что последний подал на президента в суд. Все годы шёл суд над бывшим руководителем страны генералом Войцехом Ярузельским.

Летом 2006 года в Польше произошёл невиданный случай. В европейской демократической стране президентом и премьером оказались два брата-близнеца. Весь мир облетели кадры, как Лех назначает Ярослава главой правительства. И до конца 2007 года, пока Ярослава не сменил Дональд Туск, журналисты частенько путали президента и премьера.

О внешней политике Качиньского, кажется, написаны уже тысячи страниц. Её суть свелась к одному постулату: США — хорошо, Россия и ЕС — плохо. Лех полностью ориентировался на Вашингтон, поддерживая его во всех начинаниях. В то же время Качиньский долго не хотел подписать основополагающий документ Евросоюза - Лиссабонский договор, считая, что он ущемляет интересы Польши.

К России президент Польши относился недружественно.  Свидетельств тому немало. Среди них желание разместить элементы американской ПРО. Блокирование переговоров о новом соглашении Россия-ЕС в ответ на временный запрет ввозить в Россию польское мясо. Демонстративная поддержка Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, стремление привести Украину и Грузию в НАТО. Сравнение газопровода "Северный поток" с пактом Молотова — Риббентропа. Список можно продолжать долго.

Но особое место занимала Катынь. Качиньскому было мало извинений, принесённых за расстрел поляков Михаилом Горбачёвым и Борисом Ельциным. Он считал, что Россия должна признать те события геноцидом — хотя документы о Катынском расстреле это не подтверждают. В Польше заговорили о том, что Россия обязана выплатить потомкам погибших не менее 22 млрд долларов. Наша страна эти требование неизменно отвергала, российско-польские отношения не складывались.

Надо сказать, что мечта президента побывать в Катынскому лесу сбылась — он был там с частным визитом три года назад. В этот раз он очень хотел снова отправиться туда. Хотя 7 апреля там прошла церемония с участием премьеров Путина и Туска, для президента организовали отдельные памятные мероприятия. Куда он должен был отправиться на… российском самолёте.

Проблемы у президентского Ту-154 уже были. Например, в декабре 2008 года в столице Монголии Улан-Баторе самолёт обледенел и по этой причине не мог отправиться в Японию. В сентябре прошлого года история повторилась в Варшаве перед вылетом Качиньского в США. Оба раза глава государства вынужден был пользоваться обычными рейсами. Ему предлагали заменить борт, но он неизменно отвечал отказом. Дескать, нет денег.

В итоге Катынь стала местом второй трагедии польского народа. Жизнь Леха Качиньского, по злой иронии судьбы, оборвалась близ того места, о котором он очень часто говорил…

Главные новости

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить