Великая Пятница

Судьба и интерпретация некоторых праздников в России непредсказуема. Хрестоматийный пример. 7 ноября — в течение 70 лет праздник официальный, с 1991-го — "на любителя", а что будет дальше — предсказать невозможно.

206267.jpegС религиозными праздниками проще, даже нехристиане в курсе, чему посвящены, например, Рождество и Пасха. А вот Великая Пятница Страстной недели в стране, где большинство называет себя православными, ознаменована путаницей в умах, которая похожа на массовое помешательство. Каждый год в этот день в миллионах трудовых коллективов кипит веселое застолье. За что пьем, ребята? За наступающую Пасху! Мы же русские, православные…

Я сам большой поклонник "корпоративов". Теплые банкеты на работе, совместные возлияния, посвященные датам, связанным с биографией родной конторы, дням рождения, календарным праздникам или просто в честь последнего дня рабочей недели — любимое времяпрепровождение и проверенный веками русский способ сплочения команды. Люблю, поддерживаю и активно участвую. Но Страстная Пятница…

Самый скорбный день церковного года. Самый строгий пост, даже есть нельзя. День Христовых страданий, Голгофы. Основываясь на исследованиях Туринской плащаницы, можно зримо представить, как происходило бичевание в Древнем Риме — удары наносились кнутом со свинцовыми шариками, бич обвивался вокруг тела и рассекал кожу до костей. Иисус получил десятки таких ударов…

Римские палачи торопились, им нужно было закончить дело до заката солнца, так как после этого иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу. Оставлять тела до утра тоже было нельзя: наступала Пасха, три трупа не должны были нависать над городом.

Апостол Иоанн замечает, что римские воины перебили голени двум разбойникам (чтобы ускорить смерть: теряя точку опоры, висевшие на кресте быстро задыхались), а Христа не коснулись, потому что "увидели Его уже умершим".

На службах Великой Пятницы церковь особо вспоминает и страдания Богоматери — свидетельницы суда и казни Сына. Мария ждала приговора у резиденции Пилата, существует предание, что в момент, когда тронулось шествие на Голгофу, Богоматерь бросилась к правителю с мольбой о пощаде.

После отказа побежала наперерез крестному шествию и, пройдя узкими переулками, встретилась с Сыном. Есть картина, изображающая эту сцену: Христос, приникший почти к самой земле под тяжестью креста, а впереди Богоматерь, бессильно упавшая на руки женщин.

В конце вечерни Великой Пятницы в церкви совершается обряд выноса Плащаницы с изображением Спасителя во гробе, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы.

А в трудовых коллективах в это время звенят бокалы, и радостные люди в нательных крестах провозглашают заздравные тосты: "С наступающей Пасхой! Всем здоровья!" Вам не кажется это кощунством или, как минимум, нарушением логики?

Слышу возражения: но ведь не все вокруг верующие. Зачем навязывать окружающим свое восприятие этого дня? Абсолютно согласен, никому ничего не надо навязывать. Церковные праздники наполнены мистическим и историческим содержанием — для верующих. Как любые символы, они не имеют магической силы, способной влиять на окружающий мир, не спрашивая его об этом.

Для христианина крест — символ Христовой жертвы, знак победы над смертью, орудие для "прогнания всякого супостата", в том числе бесов. Для нехристианина это две перекрещенные палки. По словам апостола Павла, "вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11,1). И это сугубо добровольный акт, православная пословица гласит: "Невольник не богомольник".
Я о другом.

Христианин верит в документально-историческую подлинность евангельских событий, и в день Страстной Пятницы он может только скорбеть, поститься и терпеливо ждать Воскресения Христа. Что-либо праздновать в Страстную Пятницу может только нехристианин, который не верит и в Пасху.

В таком случае — по поводу какого "наступающего праздника" хорошо сидим, товарищи? С чем так тепло друг друга поздравляем, за что пьем?

Путь к победе в Великой Отечественной войне, 65-летие которой мы будем скоро отмечать, начался на рассвете 22 июня. Но День Победы мы празднуем все-таки 9 мая. И если какие-нибудь веселые ребята принародно устроят пирушку в ночь на 22 июня, связав ее с Великой Отечественной войной, на них посмотрят, как на буйных психов или циничных хамов, которых бить надо.

Страстная Пятница — христианское 22 июня. Тем, кто в этот день поднимает тост — не за совпавший с церковной датой день рождения сотрудницы, а действительно за наступающий праздник Пасхи — стоит немного притормозить и задуматься. Никаких "метафизических преступлений" эти люди, конечно, не совершают. И большинство православных, которых в церкви учат думать о собственных грехах, а не о глупостях других, отнесутся к происходящему отстраненно-философски.

Но грубо нарушается нечто иное, не только логика. И такое нарушение — один из признаков безумия, пусть даже им охвачены миллионы, как это иногда бывает в истории.

Русский Иванушка, не пей в Страстную Пятницу. Козленочком станешь.

Автор Станислав Варыханов
Станислав Варыханов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. *
Обсудить