Зачем Сбербанк обложил нас... "процентами" ЖКХ?

Решение Сбербанка начать взимать комиссию за оплату ЖКХ напрямую с плательщиков вызвала в самых разных слоях общества удивительно слитную реакцию. В этой буче боевой кипучей по поводу трех процентов отметились, кажется, все — от Общественной палаты до Антимонопольной службы. От спикера Совета Федерации до последнего пенсионера. О блогерах уж и говорить нечего.

Сбербанк, поразмыслив, решил уменьшить комиссию с физлиц. При оплате услуг ЖКХ главный банк страны с 1 мая будет взимать с граждан не три, а два процента при оплате через офисы банка и 0,5 процента при оплате через удаленные каналы. Полной победой общественных сил такое решение признать трудно, как и списать его на страх, внушенный нашим шумом руководству Сбербанка. Обыватель из всей заварухи понял одно: квартплата опять подорожает. Даже если один процент комиссии — тридцать рублей в месяц, в год это составит триста шестьдесят рублей. Деньги вроде небольшие. Но за что мы будем их платить, вот в чем вопрос.

Читайте также: Размер коммунальных платежей для москвичей сильно не изменится

На оплату коммунальных услуг половина россиян расходуют половину бюджета своей семьи. А четыре процента граждан тратят на это три четверти семейного дохода. В "заевшейся" Москве выплаты "съедают" до пятидесяти трех процентов заработанных рублей. А вот качеством предоставляемых услуг недовольны почти девяносто процентов москвичей. Не потому ли задолжали по ЖКХ более 1 млрд рублей?

Вот здесь-то и кроется корень проблемы. До конца 2009 года Сбербанк получал комиссию за оплату ЖКУ с поставщиков этих услуг, заключив с ними более ста договоров. Но получал 1,9 процента. А с нас, потребителей, попытался заломить в полтора раза больше. Груз самой проблемной отрасли и так почти полностью лег на плечи простых людей. Конкуренция здесь практически отсутствует. Никто из нас не имеет возможности выбирать коммунальщиков. А раз так, то и выяснить истинную стоимость предоставляемых услуг мы не можем. Например, как проверить равномерность температуры в отопительной батарее или напора воды в кране? Но платим-то мы за отопление и воду круглые сутки.

Рост тарифов при неизменно низком качестве услуг — наша национальная болезнь. Пока коммунальщики являются бесконтрольными монополистами в отрасли, которая формирует четыре процента ВВП, ничего не изменится. Большинство из нас ведь платит просто за обеспечение по факту, боясь перебоев с водой, светом и теплом. Но задолженности по квартплате будут расти, поскольку никакой рост заработной платы за тарифами ЖКХ не угонится. С начала 2010 года рост их в Москве в среднем составил 24,1процента.

Фото: AP

Читайте также: Фонтан горячей воды забил из-под земли в Тюмени

Три процента, скорее всего, были вброшены в информационное поле для проверки реакции. Трудно поверить, будто в Сбербанке не понимали, что такая попытка грозит стать настоящей пыткой для множества семей, для пенсионеров и малообеспеченных граждан. Комиссия с коммунальных и других платежей — финансовый нонсенс. Если банковский бизнес построен правильно, за то время, пока сданные нами деньги находятся в банке, они приносят учреждению прибыль. Заботиться о банковской сверхприбыли или о том, как выгодно "прокрутить" деньги без комиссии, должен уж точно не плательщик.

Собственно, чем рискует крупнейшая финансовая организация не только России, но и Восточной Европы? Свою долю на рынке оплаты услуг ЖКХ Сбербанк доберет так и так. Во-первых, неизбежно оживятся эти самые удаленные каналы — все кинутся в Интернет и к платежным терминалам. В соответствии со стратегией развития Сбербанка к 2013 году доля удаленных платежей за услуги ЖКХ по Москве без всяких повышений должна составить 70 процентов. При переходе "на пластик" и банкоматы самообслуживания уменьшатся очереди в окошки операционистов? Так и количество девушек в окошках уменьшится. А бескомпьютерные и полуслепые старики все равно будут платить по старинке.

Во-вторых, для клиентов банка размер комиссии будет значительно ниже. И расторопные граждане побегут открывать в Сбербанке текущие счета. Вводом новой комиссии Сбербанк законодательства, кстати, не нарушил. Единые тарифы обязательны только для естественных монополий, а Сбербанк к ним не относится.

Шумели все, конечно, не зря. Но почти никто не объяснил, что треклятую комиссию мы Сбербанку платили и до широковещательной компании. Просто она была включена поставщиком услуг в сумму, указанную в квитанции. А вот кто теперь сможет просчитать, а тем более гарантировать, что коммунальные службы вычтут из суммы платежа те проценты, которые собирается взимать Сбербанк? Не пришлось бы нам платить дважды, как тому скупому!

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Автор Марина Кудимова
Марина Кудимова — советский и российский писатель, поэт, переводчик, публицист