Правозащитная "крыша" для молодёжного экстремизма

199891.jpegВо вторник  вечером в Москве прошли совместные акции правозащитников и левых радикалов, памяти погибших год назад от рук неонацистов адвоката Станислава Маркелова и журналистки-анархистки Анастасии Бабуровой.

Оказавшиеся на месте сбора участников акции случайные прохожие ещё долго будут рассказывать знакомым, как одетые в камуфляж крепкие молодые ребята в масках договаривались "пройти по бульварам" и с файерами наперевес бросались на милицейское оцепление. В ответ им расскажут о том, как какие-то хулиганы разбили вдребезги его машину и разрисовали стены в подъезде. Действительно, по сообщениям ГУВД г. Москвы, представители московских радикальных группировок разрисовали трафаретами с изображениями Маркелова и Бабуровой 5 бойлерных и 9 автомобилей, принадлежащих обыкновенным гражданам в районах Текстильщики, ВВЦ, Бутово, Зюзино. А ещё раньше, всё те же самые анархисты забрасывали бутылками с зажигательной смесью редакцию "Комсомольской правды", громили офисы молодёжных движений, били плафоны в московском метрополитене...

Неподготовленному человеку отличить анархистов от обычных гопников или, тем более, скинхедов довольно сложно. Да и сами представители вышеозначенных группировок нередко путали своих и чужих, уж слишком много общего было между ними: от формы одежды до музыкальных пристрастий. В какой момент между ними пробежала чёрная кошка, не скажут,  пожалуй, и они сами. Поговаривают, что не сошлись во взглядах на причёску.

Как бы то ни было, но раскол произошёл, и бывшие соратники принялись методично истреблять друг друга. Придумали и обоснование: одним не нравились имперские флаги и "Майн кампф", другие посмеивались над сексуальной ориентацией своих противников и их новой идеологией анархизма. Но, так или иначе, посторонним людям на местах для разборок разноцветных "скинов" появляться не рекомендовалось, ибо в ход шли не только кулаки, но холодное и даже огнестрельное оружие. Разумеется, что и те, и другие не стремились к публичности, справедливо полагая, что излишние внимание СМИ и правоохранительных органов скорее вредит, чем приносит пользу.

Однако с недавнего времени всё изменилось. За деятельностью скинхедов-анархистов стали пристально следить представители правозащитных и либеральных оппозиционных движений, при всяком удобном случае вписывая радикалов в состав участников несогласной оппозиции. Нельзя сказать, что неформалам это сильно нравилось, но ряд в той или иной степени авторитетных в их среде деятелей охотно пошли на сотрудничество с правозащитно-либеральным сообществом.

Читайте также: Обезличенный протест

В январе прошлого года в Москве были застрелены имеющие непосредственное отношение к левым скинхедам адвокат Станислав Маркелов и журналистка Анастасия Бабурова. Первый начинал свою карьеру под чутким присмотром главы движения "За права человека" Льва Пономарёва; Бабурова же, несмотря на юный возраст, отметилась в ряде анархистских акций. Так что случившаяся трагедия, как бы это цинично ни звучало, позволила правозащитникам установить более тесные контакты с радикалами.

В частности, по инициативе и при поддержке лидеров правозащитных организаций был проведен траурный митинг, на который, впрочем, собрались преимущественно представители того самого "несогласного" лагеря, вспоминавшие о "своих" жертвах политического террора: от Аслана Масхадова и Александра Литвиненко до Анны Политковской и зампреда ЦБ Андрея Козлова. Год спустя, всё те же самые правозащитники - Людмила Алексеева (МХГ), Лев Пономарев ("За права человека"), Светлана Ганнушкина ("Гражданское содействие"), Борис Вишневский (партия "Яблоко") и т.д. выступают в качестве организаторов очередного памятного митинга и шествия памяти жертв "нацистского террора".

Лидеры анархистских групп также значатся в составе организаторов, но предпочитают прятать свои лица за масками, объясняя это своим желанием избежать политической  окраски мероприятия. Впрочем, в этом случае маски следовало скорее надеть на Алексееву с Пономарёвым, в чьей политической ангажированности сомневаться не приходится. Так что, скорее, стоит говорить о том, что как раз анархисты несколько стесняются своих новых покровителей.  И есть чего стесняться!

В составе подписантов Манифеста "Комитета 19 января", например, писатель-фантаст Борис Стругацкий - поддержавший  расстрел Белого дома в 1993 году и прославившийся перепиской с Михаилом Ходорковским, он, безусловно, уважаем в демократическом лагере, но никак не среди анархистов. Разочарован союзниками из числа ультралевых радикалов и создатель фильма "Россия-88" Павел Бардин, считающий, что у них "очень примитивные методы борьбы", нет "свободных от тоталитарного, коммунистического сознания" идейных левых-интернационалистов. По его словам, он не готов влиться в ряды радикалов, "это не тот путь".

Возникают серьёзные претензии и к Людмиле Алексеевой, по инициативе которой едва не получили прописку в Общественном Совете при ГУВД г. Москвы представители националистических организаций. Тех самых, сторонников которых и подозревают в убийстве Маркелова и Бабуровой.

Часть заподозривших неладное леваков самоустранились от участия в акции, пояснив, что такими темпами "движ превратится в штурмовой отряд имени Валерии Новодворской". Понять их можно: анархи привыкли предъявлять своим оппонентам более действенные и понятные аргументы вроде гвоздодёров, с которыми они по привычке заявились на пресс-конференцию, посвящённую предстоящему шествию.

Надо признать, что и правозащитники не в восторге от своих молодых коллег. "Я первый раз в жизни сижу рядом с людьми в масках. Для меня маски-шоу - это прежде всего УБОП, который влетает и начинает граждан на пол мордой класть. Поэтому мне люди в масках неприятны, но придётся выдерживать обычаи молодых людей", - заявила правозащитница Алексеева на той самой памятной пресс-конференции.

Тем не менее, некоторые так называемые "правозащитники" со всей откровенностью пытаются политизировать процесс молодёжных войн, убеждая неформалов выйти "на новый, солидарный и массовый уровень, преодолеть рамки молодёжных субкультур и групп гражданских активистов". Чего хотят добиться сотрудничеством с правозащитниками представители ультралевых, думается, не очень понимают и они сами, в большей степени имитируя процесс, нежели рассчитывая на какие-то определённые дивиденды.

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить