Казалось бы, что ещё можно узнать о древесине? Но новое открытие учёных из Кембриджа и Ягеллонского университета перевернуло привычное представление о структуре дерева. Они обнаружили уникальные свойства тюльпановых деревьев (лириодендронов), способных не просто расти, а эффективно накапливать углерод.
Лириодендроны — близкие родственники магнолий — встречаются в Северной Америке, Азии и даже в России: от Калининграда до Сочинских субтропиков. Их отличает не только экзотическая форма листьев, но и невероятная скорость роста — до 25-36 метров в высоту. И вот, похоже, выяснилось, в чём их секрет.
С помощью криоэлектронного микроскопа учёные изучили 33 вида деревьев из ботсада Кембриджа. Среди них — два вида лириодендронов: американский и китайский.
Их структура оказалась уникальной: древесина содержит особо крупные макрофибриллы — волокна толщиной 10-40 нанометров. Они встраиваются слоями в клеточные стенки и действуют как основа прочности и плотности древесины.
"Это делает лириодендроны ни твёрдыми, ни мягкими породами. Они — особый тип древесины", — говорится в отчёте.
Макрофибриллы в структуре древесины отвечают за накопление углерода. Чем они крупнее — тем больше CO₂ удерживается. Учёные предполагают, что тюльпановые деревья эволюционно увеличили размер макрофибрилл в ответ на нехватку углерода в атмосфере. И это сделало их своеобразными природными аккумуляторами.
Хотя сейчас эти деревья часто высаживают ради красоты, исследователи предлагают использовать их способности с большей пользой — создавать плантации для улавливания углерода. Это может стать новой стратегией в борьбе с климатическим кризисом.