Пандемия требует корректировки законодательства

Каковы результаты борьбы с коронавирусом в России? Как можно быстро увеличить производство и сделать доступными необходимые медицинские средства? Какова ситуация в других странах? С кого надо брать пример и в чем? Все эти и многие другие вопросы обсудили председатель совета директоров "Правды.Ру" Вадим Горшенин и депутат Государственной Думы, вице-президент Конфедерации труда России, сопредседатель Союза жителей Олег Шеин.

Читайте начало интервью:

Олег Шеин: власти должны начать с карантинных мероприятий в борьбе с коронавирусом

Олег Шеин: экстраординарную ситуацию нельзя разрешить стандартными мерами

Правительство активно работает против вируса

— Олег Васильевич, почему у нас все-таки не действуют оперативные и чрезвычайные меры в сфере экономики? Мы говорим про производство масок и других медицинских, защитных изделий, но производства у государства — не так много.

— И еще есть тема сырья.

— И еще — тема налогов. Если нужно быстро все это поставить на рынок, сделать это доступным по количеству и цене, то надо снизить или вообще отменить налоги предприятиям, которые этим занимаются, чтобы они почувствовали выгоду быстро наполнить рынок такими изделиями.

— Я вам очень благодарен, потому что действительно любой диалог позволяет шире увидеть палитру возможных решений. По налоговой политике мы предложили ряд вещей, компенсирующих убытки для малого бизнеса и для работников.

Болеет человек, не болеет — неважно. Карантинные мероприятия необходимы. И ему должно погашаться из бюджета — это понятно. Французы так делают.

Объявляется карантин, закрывается кафе, значит — нулевая ставка по аренде, нулевая ставка по налогу на имущество. И еще надо подумать по поводу налоговых вычетов на все остальное. Это тоже должно быть.

И для промышленности, и для ритейла, которые работают по лекарственным препаратам и по медицинским изделиям необходимо вводить нулевую налоговую ставку. Медицинские изделия — это в первую очередь то, что позволяет обеспечить средства индивидуальной защиты и для обычных людей, и особенно для медицинского персонала. Поэтому это очевидно.

Я думаю, что мы в ближайшее время будем этим заниматься и сделаем это. Мы уже направили проект постановления от Государственной Думы в адрес правительства.

Мы требуем его ускоренного рассмотрения. Но мы будем предлагать и отдельный закон о корректировке российского законодательства в связи с пандемией. Эта особая ситуация, не должна распространяться на какие-то другие вещи. Она на то и особая, что предполагает особые совершенно государственные механизмы, особую линейку решений.

— Может быть, даже о работе в экономике в чрезвычайных ситуациях, чрезвычайного положения.

Мы видим, что правительство об этом сегодня очень активно думает. На сайте правительства был опубликован очень важный, но совсем не чиновничий текст. Есть такое ощущение, что писали газетную статью. Я это не к тому говорю, что там что-то неправильно. Там все правильно написано.

Вопрос в том, что действительно некогда было выверять юридические крючкотворные вещи, давать какие-то бюрократические формулировки. Они просто все излагали обычным русским языком, когда человек садится и пишет свои мысли. Очевидно, что и вся система государственных решений должна быть перестроена в такую более динамичную плоскость.

Победит ли армия коронавирус, увидим у французов

— Я прочитал в telegram-каналах о том, что вводят войска в Москву…

Я не вижу в этом смысла. Европейцы начинают вводить комендантский час. Насколько это оправданно, надо думать.

Комендантские часы и подобные ограничения — это трудный вопрос. На самом деле, если какие-то компании шляются по городу ночью, это само по себе создает лишние риски. Очевидно, что заведения должны тоже закрываться.

Сегодня с утра слышал очень большое недовольство букмекерских контор на одной из радиостанций. Это, конечно, чисто их проблемы. Но и пугать всех, вводить армию, запрещать свободу перемещения тоже не надо. Я не думаю, что это будет действительно приносить свои плоды.

Мы это увидим на примере французов. Мы должны внимательно посмотреть также на опыт Южной Кореи и других стран. Опыт Китая все-таки очень специфичен. Мы помним, что и как они делали. Видео есть в интернете, когда людей просто заваривали в их квартирах и даже заваривали целые подъезды.

— Китай перекрывал все дороги.

— Я, честно, не уверен, что эти меры являются единственно безальтернативными. И с этим надо быть очень аккуратными.

Современная медицина не рассчитана на безграничное количество пациентов

— Под главным ударом находятся города-миллионники — там, где больше всего населения. Это — так?

На самом деле нет. Это показывает опыт испанского гриппа. В чем проблема коронавируса? Не в том, что медицина с этим не может справиться. Она может справиться. Это все — излечиваемые вещи. Да, вирусная пневмония сложнее и хуже, чем бактериальная, сложнее клиника, это — другая клиника, ее сложнее лечить. Но все равно это лечится.

Проблема в том, что современная медицина рассчитана на определенное количество людей. Она не может быть рассчитана на безграничное количество. Соответственно, европейцы посчитали, что при такой экспоненте заболеет 70% людей, с этим не справится никто.

Это означает, что люди будут вынуждены как 100 лет назад или в Средневековье переносить болезнь, практически не имея поддержки от такой модели здравоохранения, медики просто не сумеют всем помочь. По этой причине очень важно в первую очередь карантинными мероприятиями ограничить распространение.

Южная Корея блестяще показала, что это можно сделать. Они это сбили. У них идет рост в отличие от Китая, но этот рост идет не стремительной ракетой вверх, как нынче в странах ЕС, а уже уходит потихонечку почти в плоскость. Если Южная Корея сумеет эту ситуацию сохранить, то через неделю-другую, и там, как ранее в Китае, уже будет падать количество людей, кто болеет.

Эфир от 17 марта 2020 г.

Беседовал Вадим Горшенин

Подготовил Юрий Кондратьев