Убийства на Ставрополье

Загадка пяти убийств на Ставрополье

Загадочные убийства в Ставропольском крае уже породили множество слухов. Пять трупов, четыре автомобиля и даже заложенные взрывные устройства — и все это в разных местах. Как связаны все эти убийства, кто за всем этим может стоять (террористы или криминалитет, к примеру), каков мотив этих преступлений, выясняла у экспертов "Правда.Ру".

В ряде районов Ставропольского края сегодня был введен режим контртеррористической операции. Власти, обеспокоенные обнаружением 8 января четырех автомобилей с пятью трупами, еще даже толком не разобравшись, решили перестраховаться: есть взрывные устройства, а значит — есть вероятность теракта и активизации бандподполья. О том, что бандподполье буквально расквартировалось на территории края, эксперты из рядов силовиков говорили еще несколько лет назад. При этом куда сложнее определить и задержать человека, готовящего террористический акт в условиях города, в котором преступник буквально растворяется.

Итак, 8 января в Кировском и Предгорном районах Ставрополья были обнаружены тела пяти человек с признаками насильственной смерти. Трупы находились в автомобилях и возле них. Когда сотрудники правоохранительных органов начали осмотр одного из мест происшествия, произошел взрыв. Сработало взрывное устройство малой мощности — "машинка" явно была установлена с целью подорвать следователей и полицейских. К счастью, никто не пострадал, однако такой "подход" весьма знаком тем, кто принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе как в "первый", так и во "второй" раз. Боевики тогда минировали дома, трупы убитых солдат или предметы мебели, а все для того, чтобы подорвать силовиков.

На Ставрополье вместе с бомбой сработал этот самый старый сценарий, и хорошо, что сработал единожды: полиция успела обнаружить и обезвредить второе устройство на месте взрыва.

Правоохранительные органы, словно ветром подгоняемые всеобщей паникой, уже составили фоторобот подозреваемого. На вопросы о том, каким образом удалось вычислить предполагаемого преступника (или одного из них), корреспонденту "Правды.Ру" в правоохранительных органах Ставропольского края отвечать категорически отказались. Удалось выяснить лишь имя одного из погибших — местного таксиста Александра Гринченко, который отправился на вызов и больше не вышел на связь. Род деятельности у всех убитых разный. Такая расстановка фигур наталкивает на множество вопросов: зачем, ради чего и главное — каков мотив? Возможно, что никакого мотива убивать именно этих людей изначально не было.

Читайте все материалы по этой теме в специальном сюжете

"Учитывая то, что на месте преступления найдена взрывчатка, могу сказать, что все произошедшее является подготовкой к террористическим актам, — говорит генерал-майор спецслужб в отставке Валерий Малеванный. — Это один из способов террористов, когда правоохранительные органы выезжают на место уголовного преступления и в это время расположенные вблизи машины начинают взрываться. Это продуманный террористический акт, и здесь совпадений быть не может".

По мнению полковника спецназа ГРУ в отставке Александра Мусиенко, однозначно говорить о принадлежности взрывного устройства именно террористам, пока рано. "Эта взрывчатка может быть использована как террористами, так и криминалитетом, — говорит Мусиенко. — Ее принадлежность выяснят в ходе расследования. Говорить однозначно о теракте я бы не стал. Криминальные круги также широко используют такие устройства. И это было как в восьмидесятых, так и в девяностых годах. Также сложно говорить и о личностях преступников и вообще о том, имеют ли они какое-либо отношение к бандподполью".

Бывший сотрудник ФСБ Василий Еременко говорит об обратном, соглашаясь с генералом Валерием Малеванным: произошедшее на Ставрополье своеобразная демонстрация, проба сил перед Олимпиадой, а в присутствии террористического следа у чекиста нет сомнений.

"Я внимательно следил за всеми подобными ЧП и опасался, что перед Олимпиадой будут теракты — так оно и произошло. Однако я предполагал, что взрывы могут произойти в центральных регионах России. У меня нет сомнений в том, что происшествия на Ставрополье — дело рук террористов".

Мнения не так уж разнополярны. Кто-то утверждает, кто-то осторожно предполагает… Но в целом связь между недавними терактами прослеживается довольно ясно: теракты стали методом устрашения, а не мести.

"Единственное, с чем не могу согласиться абсолютно, так это с утверждением о том, что бандподполье "переехало" на Ставрополье, — продолжает Александр Мусиенко. — Простите, что значит "переехало"? В Москве, Санкт-Петербурге или других городах не могут находиться террористы? Почему мы это исключаем и говорим о конкретной локализации? Это террористическая сеть, которая может находиться в любой точке России. Конечно, Ставрополье близко расположено к очагам напряженности, но это ничего не значит. О том, что сместился центр терроризма куда-то, я бы говорить также не стал.

Кроме того, я не склонен говорить о том, что произошедшее является акцией устрашения перед Олимпиадой. Получается, что мы льем воду на их мельницу. Я бы вообще не трубил об этом в СМИ, ведь теракты проводятся именно с целью тиражирования в прессе. Это их задача, а мы помогаем им ее решить. Также не связываю произошедшее в Волгограде и Ставрополье".

При этом, по мнению экспертов, возможность теракта на самих Играх исключена полностью. "Я знаю наши правоохранительные органы и то, как они будут действовать при обеспечении безопасности на Олимпийских играх, — говорит экс-сотрудник ФСБ Василий Еременко. — Террористам будет практически невозможно провести такие акции на Играх, я уверен, надеюсь на это. А вот скомпрометировать нашу страну перед всем миром — вот эту задачу они выполнили в Волгограде и на Ставрополье. Уже несколько президентов стран отказались присутствовать на открытии Игр в Сочи — это, безусловно, печально. Я могу сказать уверенно, что система противодействия терроризму действует, и большинство терактов предотвращается. Не стоит ждать массового характера, но что подобное может повториться в других регионах России, исключить нельзя".

Со словами Василия Еременко невозможно не согласиться, хотя бы из-за статистики, которую приводит ФСБ. За прошлый год на территории России предотвращено 362 террористических акта. То есть, практически по одному в день.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

 

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру