Трагедия в метро: авария или теракт?

По сообщениям, резкий скачок напряжения контактного рельса привел к тому, что три вагона поезда московского метрополитена сошли с рельсов около станции "Славянский бульвар". Еще предстоит выяснить, что это было на самом деле: столичное ли метро, по всем параметрам считающееся самым безопасным в мире, показало свой крутой нрав, или это был теракт.

По имеющимся на эту минуту данным, машинист поезда предпринял экстренное торможение на скорости 75 километров в час, после чего первые три вагона сошли с рельсов и кабина машиниста ударилась в стену тоннеля. Вагоны сильно деформировались, пассажиры оказались заблокированными. Некоторые из них смогли выбраться на поверхность лишь через час после ЧП. Одновременно сообщалось о сильном задымлении на станциях "Славянский бульвар" и "Парк Победы", между которыми произошла авария.

Специалисты осматривают подвижной состав, выясняют причины происшедшего. По предварительной версии, из-за резкого понижения напряжения произошло ложное срабатывание сигнализации. Это и послужило причиной резкой аварийной остановки подземного электропоезда. Мэр Москвы Сергей Собянин тут же отменил все совещания с чиновниками и выехал на место трагедии. Выяснить причины схода с рельсов вагонов поезда на "синей" ветке московского метро он потребовал сегодня же.

Вице-мэр Максим Ликсутов заявил, что за медицинской помощью обратились 80 пострадавших, 15 из них госпитализированы. Один из вагонов сильно деформирован, и некоторым пострадавшим необходима помощь для эвакуации на поверхность. Для их эвакуации спасатели использовали гидравлические инструменты, пришлось резать борта вагона.

"Некоторые параметры, связанные с техническим регламентом, не в полной мере соблюдаются, потому что есть стремление руководства развивать сеть метрополитена с новыми станциями, ветками, иногда и в ущерб безопасности, — рассказал в интервью Pravda. Ru первый заместитель председателя комитета ГД по транспорту, член комиссии ГД по вопросам депутатской этики Михаил Брячак. — На эту деталь самому высшему руководству надо обратить самое серьезное внимание и не допускать того, чтобы были пропущены сроки на регламентах работ или замены каких-то кабелей, агрегатов и т. д. своевременно. Эту деталь, связанную с вопросом развития, в том числе иногда в ущерб вопросам безопасности, необходимо будет учесть".

"Версия о террористическом акте маловероятна в данной ситуации. Скорее всего, здесь сработал человеческий фактор, связанный с техническим обслуживанием, эксплуатацией подвижного состава и контактных сетей, — считает главный редактор журнала "Транспортная безопасность и технологии", член экспертного совета при комитете ГД по транспорту, член общественного совета при Межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ Сергей Груздь, с которым связался корреспондент Pravda. Ru. — Не исключено, что в результате каких-то ошибок, недочетов, могло произойти резкое, несанкционированное отключение, снятие напряжения с контактной линии. Случай этот весьма неприятный, не только потому, что погибли и пострадали люди, а еще и с точки зрения технологической части эксплуатации московского метрополитена. Конечно, исключать каких-то дополнительных версий на данном этапе пока нельзя".

Некоторые эксперты, опрошенные Pravda. Ru, не исключают возможности теракта. На эту мысль наводят странная вспышка и сильное задымление. Мы следим за развитием событий.

Поезд аварийно встал в тоннеле примерно за 200 метров до станции "Славянский бульвар". Как сообщили Pravda. Ru в пресс-службе московского метрополитена, в связи с инцидентом было снято напряжение с контактного рельса на участке от станции "Киевская" до станции "Молодежная". На станциях "синей" ветки скопилось большое количество пассажиров. Им предлагают воспользоваться наземным транспортом или Филевской линией метрополитена для объезда.

Пострадавшие могут рассчитывать на компенсации до двух миллионов рублей в зависимости от полученных травм, за гибель пассажира положена фиксированная выплата также в размере двух миллионов и компенсация расходов на погребение в сумме 25 тысяч, сообщил президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев. Мэр Москвы также сделал заявление о том, что "родственникам погибших будет выплачен один миллион рублей. И пострадавшим — полмиллиона". "Вполне возможно, что мы продумаем и дополнительные меры социальной поддержки и компенсации", — сказал Сергей Собянин.

Увы, несмотря на повышенные меры безопасности, в московском метро трагедии с человеческими жертвами случались и ранее. Причем возникали они не только из-за терактов, но и по техническим причинам.

По мнению Дмитрия Гаева, начальника московского метрополитена с 1995-го по 2011 год, московский метрополитен является одной из самых надежных систем метро мира, однако в его истории тоже случались трагические дни.

Первый теракт в истории Московского метрополитена произошел 20 октября 1974 года. Тогда на станции "Площадь Революции" прогремел взрыв. Пострадавших не было. Подробности неизвестны, поскольку советское правительство решило скрыть сам факт взрыва — сами понимаете, как в СССР охранялась такая информация.

Второй теракт в истории Московского метрополитена произошел 8 января 1977 года. Тогда под землей почти одновременно произошли три взрыва. Информация о терактах появилась только спустя два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя три месяца по обвинению в организации взрывов были арестованы некто Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Все они были расстреляны через три дня после суда. Кстати, материалы того уголовного дела о взрыве в метро в 1977-м остаются секретными.

На Горьковско-Замоскворецкой линии 15 апреля 1979 года произошло крушение поезда на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Коломенская", в тоннеле перед выходом на метромост. Из-за нарушения верхнего габарита положения порога спецсооружения над уровнем головок ходовых рельсов вагон задел своим редуктором мощную конструкцию пути. Пять вагонов сошли с рельсов и с тележек и кузова упали на путь. Последствия крушения устраняли почти сутки. Жертв не было, но многие пассажиры получили ушибы.

12 июня 1981 года на перегоне "Третьяковская-Октябрьская" возник пожар в деревянном ящике с аккумуляторными батареями под вагоном. Сгорели четыре вагона. Пострадали несколько пожарных, отравившись продуктами горения. Жертв не было. Правда, по другим данным, погибли минимум семь человек.

17 февраля 1982 года на станции "Авиамоторная" в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием, лестничное полотно неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость в 2-2,4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора — около 100 человек — скатились вниз. Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших — это пассажиры, провалившиеся "под эскалаторы" и затянутые в механизмы.

В 1982 году летом на станции "Авиамоторная" в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Люди получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Многие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора. Точное количество жертв — восемь погибших и 30 раненых — было оглашено только девять месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.

20 апреля 1987 года около восьми часов вечера в хвостовом вагоне поезда, следовавшего в сторону центра по перегону между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" произошел пожар. Причиной возгорания явилось короткое замыкание в силовой электрической схеме вагона. Жертв не было.

17 января 1994 года при выходе на линию поезда из электродепо "Владыкино" загорелся последний вагон. Некоторые пожарные пострадали из-за сильного воздействия высоких температур и токсичных продуктов горения, сгорели четыре вагона.

В 1996 году машинист из депо "Владыкино" уснул при управлении поездом. Неуправляемый поезд пробил стену депо и выехал на улицу, головной вагон оказался на улице. При разбирательстве ЧП пытались обвинить машиниста в том, что он был пьян. Однако причиной инцидента являлось то, что один машинист выполнял работу за нескольких человек и его график работы просто-напросто не позволил ему выспаться.

Третий теракт в истории Московского метро произошел поздним вечером 11 июня 1996 года. В поезде между станциями "Тульская" и "Нагатинская" взорвалось самодельное взрывное устройство, четыре человека погибли, 14 получили различные ранения.

1 января 1998 года произошел взрыв в вестибюле станции "Третьяковская". Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составляла 150 граммов тротила. 8 августа 2000 года в в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве сработало взрывное устройство. Погибли 13 человек, 61 получили ранения.

5 февраля 2001 года на станции "Белорусская" случился взрыв. Бомба была заложена под мраморную скамью, расположенную на платформе. Благодаря большой массе скамьи, которая смягчила удар, последствия взрыва были не столь большими.

6 февраля 2004 года в Московском метро произошел еще один теракт — взрыв прогремел в поезде, на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". Взрывное устройство мощностью в четыре килограмма в тротиловом эквиваленте привел в действие террорист-смертник. В результате взрыва погиб 41 человек (не считая самого террориста) и свыше 250 получили ранения.

31 августа 2004 года смертница совершила теракт у вестибюля станции "Рижская". Погибло восемь человек, включая саму террористку и ее сообщника.

29 ноября 2004 года на станции "Чертановская" произошло столкновение двух составов без пассажиров. Люди не пострадали, но были повреждены автосцепки и другие устройства у многих вагонов, четыре вагона были отправлены на ремонт. Причина аварии заключалась в неналаженности нового оборудования СЦБ на перегоне перед станцией.

25 мая 2005 года началось массовое отключение питающих центров "Мосэнерго", подающих напряжение в том числе и на линии метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро. В тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тысяч человек, всех их эвакуировали. Это был самый масштабный сбой в работе метро за всю его историю.

19 марта 2006 года поезд, отошедший от станции "Войковская" в направлении станции "Сокол", столкнулся с бетонной сваей, которая провалилась в тоннель прямо перед приближающимся составом. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал — в воскресный день вагоны были практически пусты.

25 июня 2008 года из-за скола головки рельса последние четыре вагона поезда, отъехавшего от станции "Владыкино", сошли с рельсов. Было снято напряжение с линии, и около 800 человек были эвакуированы из тоннелей. Из них восемь обратились за медицинской помощью, но погибших не было.

27 марта 2010 года на Арбатско-Покровской линии "подземки" утром задымился головной вагон поезда. Пассажиры двух поездов провели 40 минут в перегонах между станциями "Семеновская" и "Электрозаводская".

Спустя всего два дня, 29 марта 2010 года, произошел взрыв на станции метро "Лубянка". Сдетонировало взрывное устройство во втором вагоне. Второй взрыв произошел час спустя на станции метро "Парк культуры — радиальная", в 08:37, в третьем вагоне поезда, следующего в сторону станции "Улица Подбельского". В результате террористической атаки общее число погибших составило 41 человек, раненых — 88 человек, 73 человека были госпитализированы с травмами различной степени тяжести.

26 октября 2011 года в тоннеле между станциями "Орехово" и "Царицыно" произошел пожар. Между станциями "Каширская" и "Красногвардейская" на это время было приостановлено движение. 15 апреля 2012 года, в вестибюле станции "Комсомольская" резко остановился эскалатор, в результате пострадало девять человек, погибших не было.

5 июня 2013 года произошел пожар в тоннеле между станциями "Охотный ряд" и "Библиотека имени Ленина", загорелся силовой кабель. Из московского метро были эвакуированы до пяти тысяч пассажиров. За медицинской помощью обратились 47 человек.

Читайте также:

"Идет развал метрополитена!"

У московского метро появились недоброжелатели?

О возможном ЧП в метро предупреждали

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить