Цена врачебной ошибки

В результате преступной халатности врача-гинеколога молодая женщина уже никогда не сможет иметь детей. 25 марта в Свердловском областном суде эскулапу был вынесен приговор: четыре года лишения свободы условно. Ближайшие три года он не сможет заниматься врачебной практикой и, помимо этого, должен выплатить потерпевшей материальный ущерб - 600 тысяч рублей. Но разве деньги смогут заменить радость материнства?

В июле 2007 года 29-летнюю женщину привезли в больницу города Арамиля с внутренним кровотечением. Врачи диагностировали внематочную беременность. Требовалась срочная операция. Заведующий гинекологическим отделением вызвался делать ее сам, несмотря на то, что был нетрезв.

Позднее он признался следователям, что был нездоров и принимал лекарственные препараты, которые, видимо, и усилили действие спиртного. Согласно свидетельским показаниям, врач был настолько пьян, что с трудом стоял на ногах, и даже несколько раз упал возле операционного стола.

Почему коллеги его не остановили - непонятно. В результате такой операции пьяный эскулап удалил женщине здоровые яичники, хотя для такого вмешательства не было никаких медицинских показаний.

Пациентка узнала об этом, уже выписавшись из больницы. Женщина пошла на плановый осмотр к районному гинекологу, он-то ей и объяснил, что она уже никогда не сможет иметь детей. Сказать, что она была в шоке – значит, не сказать ничего.

Женщина написала заявление в милицию, но сразу предупредила, что не хочет огласки. Была назначена судмедэкспертиза, которая полностью подтвердила вину врача.

Сначала ему было предъявлено обвинение по 118-й статье УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»). Но прокурор в ходе судебного разбирательства решил, что ошибка пьяного медика должна квалифицироваться как халатность. А это уже другая статья, более мягкая.

Пока шло досудебное следствие, как неоднократно сообщалось в СМИ, заведующий отделением оказывал давление на своих подчиненных, пытался уговорить их дать ложные показания. Но позднее все же признал себя виновным.

Читайте по теме: Пьяный гинеколог вырезал женщине детородный орган

Гособвинение просило для подсудимого 3 года, причем настаивало именно на условном наказании. Суд дал на год больше. Все это время бывший заведующий гинекологическим отделением не имеет права покидать пределы Свердловской области, а также менять место жительства.

Судья учел, что до этого бывший врач к уголовной ответственности не привлекался. Он воспитывает двух несовершеннолетних детей, да и коллеги о нем отзываются положительно. Поэтому-то за свою преступную халатность гинеколог отделался условным сроком, а не тюрьмой.

Вообще, еще несколько лет назад довести подобное дело до суда было практически нереально. Это объясняется, прежде всего, несовершенством российского уголовного законодательства, не позволяющего адекватно квалифицировать действия врачей.

В Уголовном кодексе нет такого понятия - врачебная ошибка. Да и судьи - не медики. Порой они не могут разобраться даже в простых методах лечения.

Плюс ко всему – профессиональная корпоративность в среде врачей, защита чести «белого халата» зачастую становится непреодолимым препятствием для возбуждения уголовного дела.

Ваша история болезни может быть десять раз переписана, и даже самый дорогой и гениальный адвокат ничего не сможет доказать. А в маленьких провинциальных городах? У подобных заведующих отделениями лечатся и прокурорские работники, и судьи, и члены их семей.

Тем не менее, в последние несколько лет в российском судопроизводстве возросло количество дел, связанных с врачебными ошибками. И наказание - не всегда условное.

В феврале этого года были осуждены врач-гинеколог и акушерка Исилькульской центральной районной больницы (Омская область). Следствием было доказано, что из-за их халатности погиб новорожденный.

Врач была приговорена к 1 году 6 месяцам лишения свободы в колонии-поселении, а акушерка - к двум годам условно. Кроме того, суд лишил их права заниматься профессиональной медицинской деятельностью на 3 и 2 года соответственно. В качестве компенсации морального вреда осужденные должны выплатить потерпевшей стороне 150 тысяч рублей.

Самое интересное в разделе Криминал

Автор Евгения Гуцалова
Евгения Гуцалова — шеф-редактор видеостудии интернет медиахолдинга "Правда.Ру"
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить