Криминалитет мечет икру – красную

Новый год — это непременные бутерброды с красной икрой на столе. А "предновогодье" — время "большого улова" этой самой икры, только "левой". На днях сотрудниками транспортной милиции и Россельхознадзора в поезде Владивосток - Москва выявлено 145 килограммов нелегального деликатеса, и это еще не самая большая "добыча". О том, что значит рыбно-икорный бизнес для браконьеров, рассказывает "Правде.Ру" человек, который пятнадцать лет рыбачил на Дальнем Востоке.

Специалисты Россельхознадзора по Омской области обнаружили в почтовых посылках, перевозимых поездом Владивосток — Москва, большое количество красной икры. Вся партия деликатесного продукта изъята. Теперь сотрудники службы выясняют, кто отправил поездом эту недешевую "передачку". Многие СМИ, комментирующие это событие, подчеркивают, что количество преступлений в сфере икорного браконьерства с годами не уменьшается. "Рыбно-икорный" бизнес остается самым криминальным в Дальневосточном регионе.

Наверное, не стоит перечислять все случаи задержания незаконных грузов с красной икрой и взятия под стражу самих браконьеров: их чрезвычайно много. Одно из самых громких преступлений в этой сфере — убийство начальника территориального отдела "Южно-Сахалинск" Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы Виталия Гамова.

На рассвете 21 мая 2002 года злоумышленники через разбитое окно забросили пластмассовые бутылки со смесью бензина и масла в квартиру, где проживал генерал со своей семьей. Огонь быстро распространился по комнатам. В результате пожара Виталий Гамов и его жена Лариса получили термические ожоги до 90 процентов тела. Генерал скончался 28 мая 2002 года в противоожоговом центре города Саппоро (Япония). Его супругу удалось спасти.

Читайте также: Япония закрыла для Медведева Курилы

По данным прокуратуры, это было заказное убийство. По версии МВД, заказчиком выступал "авторитетный" бизнесмен Василий Наумов (Якут), контролировавший в то время многие рыболовецкие компании Сахалина. Впоследствии Якута застрелили в Южной Корее. Убийцы Гамова получили смехотворные по сравнению с ожидаемыми общественностью сроки заключения…

Для "Правды.Ру" ситуацию комментирует Борис Н., который прожил на Сахалине пятнадцать лет, но на "икряном бизнесе" так и не разбогател:

Фото: AP

"В народе ходит такая фраза: "Рыбный бизнес очень скользок". Рыбный бизнес, и в том числе икряной, на Дальнем Востоке очень криминализирован. Вспомните события 2002 года, когда заживо сожгли генерала Гамова. Он уже вышел из дома, а потом вернулся в квартиру за деньгами, которые должен был везти в Москву, порядка двух миллионов долларов, — ими должны были оплачиваться "переделы" рыбных рынков.

В начале 90-х годов все ринулись в бизнес, стали организовываться маленькие предприятия. Криминал пришел за деньгами — грабить тех, кто открывал собственный бизнес. Интересно, что на Дальнем Востоке даже милиция создавала свои "рыбные предприятия". Бизнес был дико криминальным. Прибыльным делом стала и выдача квот на вылов рыбы и добычу икры (кстати, квоты выдавались в Москве). Затем последовало укрупнение, затем — централизация. Камчатка, Курилы и Сахалин сегодня три основных региона промышленного браконьерства.

Путина там — это тот самый "день, который год кормит", — идет валовый массовый ход рыбы на нерест. Еще в середине лихих 90-х участников этого непростого бизнеса убивали напропалую, от начальников Рыбинспекций до простых рыбаков. И это считалось совершенно нормальным!

Никто не удивлялся, например, что начальник местного отдела Росрыболовства занимается браконьерской икрой. В этом процессе участвовали все, незапятнанных не было! Не знаю, изменилось ли на Камчатке и Сахалине хоть что-то за десять лет. Может быть, что-то и отладилось. Но, судя по множеству сообщений на эту тему в прессе, отладилось далеко не все.

Можно ли изменить ситуацию? Да, это реально — и начинать надо с Москвы. Нельзя вылечить пальчик, если болен весь организм. Все взаимосвязано, и в обществе в том числе. Нужна политическая воля, время и люди.

Когда объявлен официальный лов, идет и неофициальный. Браконьерством занимаются практически все. Ведь на том же Сахалине существуют депрессивные районы, где людям, извините, жрать нечего. Все население выходит на речку — ловить рыбу на прокорм, разделывать ее на икру. Денег у них нет, транспортировка дорогая (регион вообще считается очень дорогим). Я уже не говорю про незаконную добычу других видов экзотических морепродуктов — крабов, ежей, морских огурцов, за которых в Китае и Японии платят хорошие деньги. Этот бизнес давно организован — в том числе китайцами. Конечно, кто-то пытается хоть что-то контролировать в этом бизнесе, но я воспринимаю это как попытку возглавить процесс, чтобы получать с этого деньги. В общем, нравы как в наркобизнесе…"

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить