Почему Мурад Мусаев привлек для своей защиты 93 адвокатов?

Убийство Буданова: адвокат защиты нанял сотню адвокатов

Шумиха вокруг расследования убийства полковника Буданова, застреленного на улице в 2011 году, пополнилась еще одним скандалом — адвокат защиты Мурад Мусаев, обвиненный следствием в подкупе свидетелей, привлек к собственной защите без малого сотню адвокатов. И это еще не предел: ему на помощь могут прийти тысячи защитников, это остановит процесс.

Дело известного адвоката Мурада Мусаева, обвиненного следствием в подкупе свидетелей по делу об убийстве Юрия Буданова, получило дополнительный общественный резонанс в связи с тем, что к судебной защите адвоката привлечено 93 его коллег. Еще 40 адвокатов будут защищать вторую фигурантку, проходящую по этому делу, — Дарью Тренину. Причем в списке адвокатов, решивших заступиться за Мусаева, оказались даже такие имена, как Александр Гофштейн, один из самых высокооплачиваемых адвокатов России.

Читайте также: Обвиняемого в убийстве Юрия Буданова ждет суд

Впрочем, Мусаеву не придется ни одному из них выплачивать гонорары — он утверждает, что адвокаты защищают его совершенно бесплатно, просто руководствуясь желанием восстановить попранную справедливость. Суд, разумеется, недоволен таким поворотом событий — хотя бы для того, чтобы просто разместить всех адвокатов, задействованных в процессе, необходим целый конференц-зал (настоящие залы судебных заседаний не рассчитаны на такое количество участников). Кроме того, в руках Мусаева таким образом оказывается возможность при необходимости сильно затянуть процесс — ведь каждых из этих адвокатов имеет право требовать перенесения судебных заседаний.

Стоит напомнить о том, что сам Мурад Мусаев — весьма известная персона, 30-летний адвокат успел принять участие в целом ряде громких политических процессов. Мусаев снискал славу защитника чеченцев — и весьма успешного защитника. Ему не единожды удавалось переламывать ход судебного процесса — как было в деле Ульмана и в первом процессе по убийству Анны Политковской, когда Мусаеву удалось добиться оправдания всех подозреваемых по делу. Разговоры о бессилии адвокатов в "политических" процессах, кажется, не имеют ни малейшего отношения к Мураду Мусаеву: ему удавалось выигрывать даже те дела, исход которых на первый взгляд был уже предрешен. Впрочем, некоторые склонны списывать его успех на негласное покровительство со стороны Рамзана Кадырова, однако фактических подтверждений эта версия не имеет, поэтому может быть отнесена скорее на счет конспирологии. Тем не менее, мотив этнической солидарности все же прослеживается в истории адвоката Мусаева — его имя почти непременно фигурирует в уголовных процессах, связанных с чеченцами, то со стороны обвинения, то со стороны защиты в зависимости от того, с какой стороны барьера оказываются в каждом конкретном деле представители чеченской нации.

На данный момент Мусаев участвует в двух громких делах — втором процессе по делу об убийстве Анны Политковской и деле об убийстве полковника Буданова. В обоих случаях в качестве обвиняемых фигурируют чеченцы — и их-то и защищает Мурад Мусаев.

По мнению Мусаева, уголовное дело против него (следствие обвиняет его в подкупе свидетелей убийства Буданова) было возбуждено исключительно с целью дискредитировать его и "выдавить" из судебных процессов.

"СКР решил одним выстрелом убить трех зайцев: во-первых, сгустить надо мной тучи в преддверии апелляции по делу Юсупа (имеется в виду Юсуп Темерханов, обвиянемый в убийстве Буданова. — Ред.); во-вторых, нейтрализовать меня в деле об убийстве Анны Политковской, которое именно сегодня должно возобновиться после странного месячного перерыва; в-третьих, оказать давление на присяжных заседателей по делу в отношении Вячеслава Цеповяза, которые также по удивительному совпадению именно сегодня должны удалиться в совещательную комнату для вынесения вердикта. Ну и уголовное дело против Александра Михайлика, находящееся в стадии полураспада, наверняка, тоже не радует моих оппонентов", — написал он на своей странице в Facebook.

Впрочем, он не растерялся и придумал хитрый ответный ход в виде 93 адвокатов. Какими мотивами руководствовались люди, откликнувшиеся на призыв своего коллеги? "Правда.Ру" обратилась с этим вопросом к одному из самых знаменитых защитников Мусаева, к адвокату, партнеру адвокатского бюро "Падва и партнеры" Александру Гофштейну:

"Я считаю, что Мурад — невиновный человек, а уголовная репрессия, осуществленная против него, является местью за его честный профессиональный труд. И никто, я убежден, из его собратьев по цеху, если у них есть совесть, не вправе отказать в такой просьбе по защите, которая была адресована мне в связи с уголовным преследованием Мурада. Поэтому я и согласился".

Что по этому поводу думают другие коллеги Мусаева, из тех, кто не стал принимать участия в данном процессе?

Первый заместитель председателя президиума коллегии адвокатов Людмила Айвар прокомментировала решение Мусава следующим образом:

"О том, сколько адвокатов на самом деле будут защищать Мусаева в суде, можно будет судить только после первого судебного заседания, когда они заявят о себе и принесут свои ордера. Конечно, количество адвокатов законодательно никак не ограничено. С одной точки зрения, в данном случае можно говорить об адвокатской солидарности, а с другой стороны, это будет мешать работе правоохранительных и судебных органов, вы же представляете, что всех этих адвокатов нужно будет оповестить, ознакомить с делом, собрать одновременно и т.д. Мне кажется, что тут, кроме момента солидарности, присутствует элемент пиара".

Людмила Айвар добавила также, что само решение Мусаева привлечь к собственной защите других адвокатов считает совершенно оправданным: "Самый худший адвокат — это адвокат самого себя". Однако высказалась с недоумением относительно беспрецедентного количества защитников и предположила, что далеко не все из них будут действительно заниматься юридической защитой интересов доверителя, кто-то будет просто пиариться. "Сто адвокатов — сто разных мнений", — заключила она, имея в виду, что такое количество защитников может навредить самому делу защиты.

А вот что написал сегодня на эту тему сам обвиняемый:

"Это, дорогие друзья, называется профессиональной солидарностью. Ведь не только адвокаты, но любой юрист, хотя бы поверхностно знакомый с историей моих взаимоотношений с СКР и приданными ему силами, прекрасно понимает, что меня преследуют за выполнение профессионального долга.

93 (надеюсь, число верное) — это только те из моих коллег, которые уже вступили в уголовное дело, получили статус моих защитников и доступ к соответствующим материалам. Адвокатов, которые изъявили желание и готовность приступить к защите в любой момент, как минимум, на порядок больше. Если же сегодня бросить клич, то я уверен, счет пойдет на тысячи. Только я не собираюсь этого делать.

Также, вопреки мнениям "экспертов", уже прокомментировавших сложившуюся ситуацию, я не собираюсь злоупотреблять наличием доброй сотни защитников: не имею в этом никакой нужды. Акт солидарности адвокатов важен для меня исключительно с моральной точки зрения".

Читайте также: Следы убийц Буданова ведут на Кавказ

Стоит в заключение отметить, что повестка не разрешенного московской мэрией митинга "против ксенофобии" содержала в качестве первого пункта требование прекратить уголовное преследование в отношении Мусаева. Впрочем, еще не известно, пошло ли бы это ему на пользу в случае, если бы митинг все-таки разрешили — очевидно, что мотивация следствия не имеет ничего общего с "ксенофобией". Вместе с тем в поддержку Мусаева высказался Рамзан Кадыров, расценивший уголовное преследование Мусаева как попытку оказать давление на "опытного и решительного адвоката".

Что же, чеченцам можно только позавидовать — видимо, чем меньше народ, тем сильнее в нем развито чувство этнической солидарности.

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру