Во всех расстрелах детей психологи видят ряд общих моментов

Кто запускает механизм зла?

Расследование расстрела детей в Коннектикуте подняло ряд вопросов, и самый главный из них: как у вооруженного человека может подняться рука на маленького ребенка. Психолог Кэтрин Рэмсланд сравнивает коннектикутский инцидент с другими похожими случаями и в каждом находит ряд общих моментов.

В 1927 году в начальной школе города Бас, штат Мичиган, произошло одно из самых жестоких массовых убийств детей. Виновником оказался 55-летний Эндрю Кехо, живший неподалеку от школы на своем 185-акровом ранчо. Последней каплей, переполнившей чашу терпения психически нестабильного Кехо, стала болезнь жены, из-за которой его банковский счет таял со стремительной скоростью, дороговизна обслуживания фермы и самое главное — повышение городскими властями налогов с целью собрать средства на строительство новой школы. Кехо быстро определился с тем, что он будет делать. Он решил наказать чиновников.

Читайте также: Мать психопата: США "лечат" больных тюрьмами

Соседи Кехо описывали его как очень воспитанного и вежливого человека, который, впрочем, моментально выходил из себя, стоило только кому-нибудь не согласиться с ним. К сожалению, никакой опасности для окружающих в этой особенности Кехо никто не усмотрел, так что он беспрепятственно устроился в школу разнорабочим и получил беспрепятственный доступ на территорию учебного заведения. После этого на протяжении месяца Кехо методично закупался взрывчаткой, которую прятал в помещениях школы. Соединяя провода, Кехо представлял себе мертвых детей. В общей сложности ему удалось обложить школу почти полутонной взрывчатки. Параллельно он "украшал" собственный дом бомбами. Наконец, подготовка к осуществлению плана была закончена.

17 мая Кехо забил свою жену до смерти. Затем срубил деревья на своем участке, оставив от них одни пеньки. А 18 мая, в день убийства, связал лошадей, поджег конюшню и привел в действие бомбы, заложенные у дома. Горожане и пожарные кинулись на ранчо Кехо тушить огонь, чего он и добивался: дорога к школе оказалась свободной.

Когда пожарные прибыли на ранчо, в северном крыле школы прогремел взрыв. Пожарные метнулись было к школе, но тут Кехо въехал во двор учебного заведения на автомобиле, нашпигованном взрывчаткой, подозвал к себе директора школы и выстрелил в сложенные на заднем сиденье самодельные бомбы. При взрыве директор и сам Кехо погибли на месте. Всего в тот день на тот свет отправились 37 детей в возрасте от семи до 11 лет и семеро взрослых. Еще 58 человек получили тяжелые ранения.

Мотивы преступления Кехо стали отчасти понятны, когда полицейские осматривали его жилище, точнее, ту его часть, которая уцелела после взрыва и пожара. Стражи порядка обнаружили деревянную табличку, на которой было написано: "Преступниками не рождаются, а становятся". В своих неудачах и разочарованиях Кехо обвинял других и считал, что кто-то должен за это заплатить — видимо, дети, из которых позже могли вырасти чиновники.

В 1996 году еще один обиженный на жизнь гражданин, шотландец Томас Гамильтон, написал письмо королеве Елизавете Второй с жалобой на то, что направленная против него кампания имеет целью погубить его. А через неделю взял с собой четыре пистолета, пошел в школу и устроил бойню.

Читайте также: Погибшие в Ньютауне: в память живым

Здесь нужно дать некоторые пояснения относительно пресловутой кампании. Будучи в свое время бойскаутом, Гамильтон, став постарше, основал несколько клубов для мальчиков 7-11 лет. С детьми он занимался футболом, гимнастикой, плаванием и стрельбой, поскольку и сам увлекался оружием. Клубы Гамильтона пользовались большой популярностью, правда, позже в них стали вступать все меньше и меньше детей: Гамильтон оказался настоящим тираном. И извращенцем вдобавок — по словам мальчиков, тренер заставлял их втирать в его обнаженное тело масло для загара, корчась от удовольствия. А чтобы они никому не рассказывали о его тайной страсти, Гамильтон платил своим воспитанникам.

Неудивительно, что скоро Гамильтон снискал славу педофила. Сержант Пол Хьюз, тогдашний глава отдела по защите детей, написал разгромный доклад в отношении Гамильтона, в котором рекомендовал отозвать у того лицензию на оружие из-за его сомнительных увлечений. Однако поскольку конкретных доказательств против Гамильтона не было, никаких мер по отношению к нему не приняли. Зато сам учитель развернул активную деятельность по восстановлению его поруганной, как он считал, чести. Он разослал письма ряду авторитетных лиц, утверждая, что он никакой не педофил, а родителям жаловавшихся на него детей отправил послания с угрозами.

В конце концов Гамильтон обратился и к королеве, считая все происходящее заговором против него, но жажда мести завела его слишком далеко. Отправив письмо монархине, он выждал неделю, вооружился и направился в начальную школу Данблейна. Там он открыл беспорядочную стрельбу, в ходе которой были убиты учитель и 13 учеников, еще 15 учеников и другой учитель получили ранения. Позже трое раненых детей скончались, и с учетом самого Гамильтона, пустившего себе пулю в лоб, общее число жертв достигло 18 человек.

За полгода до бойни Гамильтон проходил психологическое обследование, по итогам которой психиатр сделал ряд заключений. Так, Гамильтон очень неуважительно относился к родителям, забиравшим своих сыновей из его клубов. Он не позволял никому спрашивать о том, как организована работа в его клубах. Гамильтон чувствовал себя жертвой и был очень чувствителен к чужому мнению о нем. Детей, занимавшихся у него, он старался по максимуму оградить от контакта с их родителями, сам при этом друзей среди взрослых не имел.

Как и у Кехо, жизнь Гамильтона не удалась, и в своих неудачах он был готов винить кого угодно, но только не себя. Постоянные неудачи, депрессия и злость на окружающих — эта смесь и стала бикфордовым шнуром, приведшим в действие механизм зла.

Читайте асамое актуальное в разделе "Происшествия"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить