Автобоссы ответят за неисправный автомобиль?

Как и следовало ожидать, после резонансного ДТП под Подольском, в результате которого под колесами "Камаза" погибли 14 пассажиров автобуса, в обществе в очередной раз оживилась дискуссия о мерах, которые следует предпринять для исправления ситуации на российских дорогах. Конечно же, не остались в стороне политики и чиновники самого разного уровня.

Один из них, заместитель главы экономического комитета Совета Федерации Сергей Шатиров на днях выступил с целым рядом инициатив по этому вопросу. Часть из них, будем говорить прямо, не новы — и касаются, в основном, ужесточения уже имеющихся наказаний для нарушителей ПДД. Вплоть до лишения таких "дорожных рецидивистов" водительских прав пожизненно — а сами эти нарушения при определенных обстоятельствах считать не административными, а уголовными преступлениями.

Однако особое внимание среди инициатив сенатора вызывает предложение введения уголовной ответственности не только для непосредственных виновников аварий на дорогах, особенно повлекших человеческие жертвы — но и на владельцев автотранспорта, который эти аварии вызвал.

В качестве примера член Совфеда приводил, опять же, трагедию под Подольском — где тяжелый грузовик, столкнувшийся с автобусом, имел серьезные нарушения в работе тормозной системы — и, вообще, был снят с учета. Собственно, последний момент не вызывает никаких вопросов по пункту необходимости наказаний для нерадивых "автобоссов" — а не только спихивания ответственности на водителей-"стрелочников". Но вот насчет санкций за техническое состояние автомобиля вопросы все же возникают.

Читайте также:   ДТП в новой Москве: кто же виноват?

Начнем с того, что как минимум, административная ответственность за это уже предусмотрена и в Правилах дорожного движения, и в КоАПП. При желании, можно, конечно, перевести ее и в сферу уголовного права — с наказанием уже не в виде сравнительно небольших штрафов, а лет лишения свободы.

Только ведь с автомобильными неисправностями далеко не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. В первую очередь — из-за трудностей с их диагностикой. Ведь что может (и должен) делать водитель перед каждым рейсом? Проверить уровень жидкости в бачках тормозной системы и сцепления, антифриза — в системе охлаждения, масла — в картере. Но вот однажды автор этой статьи, во время передвижения на старенькой "пятерке" вдруг обнаружил, что рычаг коробки передач при движении скорости уже не переключает — его просто "клинит". Как выяснилось — с главного цилиндра сцепления стлетел патрубок, и вся жидкость вылилась из системы на дорогу. Заметим — не перед, а во время движения. К счастью, к ДТП это не привело. Но если бы авария случилась — кто был бы в ней виноват? Уж явно в ней были бы признаны не бракоделы, изготовившие вышеупомянутый цилиндр сцепления — замененный всего за месяц до того, как он сломался.

Данный пример — всего лишь частность. Сломаться в машине может, что угодно — и далеко не все ломается постепенно, давая знать о критической неисправности заблаговременно. Многое из этого, особенно на современных машинах, вообще, может быть диагностировано лишь хорошим специалистом — нередко с применением специальной техники, "на яме" и т. д.

Собственно, полноценный комплексный техосмотр занимает немало времени (и денег стоит немалых) — и проводится на станции техобслуживания или иных оборудованных местах. Нынешние Правила дорожного движения регламентируют его проведение от раза в полгода — до раза в три года. Для, соответственно, такси, коммерческих грузовиков — и новых частных легковушек и некоторых других категорий авто.

Ситуация несколько похожа на плановые медосмотры в больнице. Но ведь никто ж не станет отрицать, что заболеть какой-нибудь простудой можно и буквально на следующий день после медосмотра? Только при болезни даже несведущий в медицине человек поймет, что с ним что-то не так — и обратится к врачу внепланово. А с железными конями определить их болезнь в пока еще "легкой форме" получается далеко не у всех. Особенно, в водителей-любителей, они же и владельцы транспорта — которые по определению не обязаны досконально знать устройство своих автомобилей и заниматься их ремонтом. Насчет этого нет даже вопросов в экзаменах на права в ГИБДД — а ремонтом давно занимаются специально обученные люди. Точно также, как и лечением людей — квалифицированные врачи.

Допустим, в условиях крупного автохозяйства можно законодательно закрепить необходимость техосмотра транспорта перед каждым выездом — как и такого же медосмотра водителя. Что, кстати, и так делается почти повсеместно. Но, опять же, такое "текущее" обследование и техники, и человека не может быть столь же углубленным, как во время хоть техосмотра на СТО, хоть медосмотра в поликлинике. А мелкая неисправность "железа", незаметная в таком случае, может, тем не менее, при определенных обстоятельствах, вызвать очень серьезные последствия.

О "частниках" (одновременно являющихся и владельцами), которые тоже нередко становятся виновниками ДТП и говорить нечего. Их же не загонишь перед выездом, скажем, на работу на специальный пункт технического контроля? Тогда уже им будет проще ездить на работу в общественном транспорте.

Конечно, на эмоциях кто-то может предложить вообще запретить движение личного автотранспорта — дескать, жизни сограждан нам дороже. Но когда эмоции остынут — придет понимание хотя бы того, какой экономический кризис спровоцируют критические падения продаж "легковушек", с последующим закрытием автомобильных, металлургических заводов, и так далее,

В общем, идея насчет усиления ответственности владельцев неисправного автотранспорта, ставшего причиной ДТП, конечно, заслуживает внимания. Но она нуждается в очень серьезной доработке — с учетом, в том числе упомянутых в данной статье моментов.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...


Страшная авария под Орлом унесла 7 жизней

Западные журналисты продолжают писать о своих первых впечатлениях от России и россиян. Впечатления оказываются противоположными тому, что говорят западные СМИ.

ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"

Россия засомневалась во власти - после выходок правительства Медведева и чиновников Кремля высокий и ранее непоколебимый Путина снижается. Он уже стал похож на рейтинг Горбачева...

Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Комментарии
Ученые предостерегают от добавления молока в чай
22 июня. Страшная война и цена Победы
Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
СМИ США рассказали, что не так с Черноморским флотом России
Шойгу рассказал, что будет в случае нападения на Крым
СМИ США рассказали, что не так с Черноморским флотом России
СМИ США рассказали, что не так с Черноморским флотом России
Дональд Трамп - лакмусовая бумажка западных противоречий
Британия взбудоражена таинственным объектом на стене комнаты. Ваша версия?
Конгрессмены США голодают во имя воссоединения семей мигрантов
Эрмитажный кот признан лучшим оракулом ЧМ-2018
Эрмитажный кот признан лучшим оракулом ЧМ-2018
Анатолий Вассерман: правительство надо поставить на контроль
Анатолий Вассерман: правительство надо поставить на контроль
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Эрмитажный кот признан лучшим оракулом ЧМ-2018
НАТО нарывается на случайное начало войны с Россией
Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России