Автор Правда.Ру

Ситуация с «Электроном»: взгляд эксперта

Ситуация с российским траулером «Электрон», который был задержан в прошедшую субботу в экономической зоне архипелага Шпицберген береговой охраной Норвегии, продолжает активно комментироваться как российскими, так и иностранными СМИ. Не удивительно, поскольку ситуацией, когда арестованный корабль не просто отказался подчиняться военной силе, но и, по сути, захватил в заложники двух представителей норвежской инспекции, создала невиданный прецедент.

До этого, как известно, российские суда, независимо от того, какое нарушение вменялось им в вину, безропотно следовали в норвежский порт, чтобы предстать перед тамошним правосудием. В данном случае суд, если и будет, то русский, поэтому складывается впечатление, что капитан Яранцев получил приказание от судовладельца, а может быть и повыше, попытаться сломать сложившийся стереотип в отношениях между странами. Что он и сделал, резко изменив курс в сторону родных берегов.

Такого же мнения придерживаются и многие норвежские специалисты, сохраняя в большинстве своем нордическое спокойствие. По словам командира эскадры береговой охраны Норвегии Стива Олсена, приведенным газетой «Афтенпостен», арест российского траулера был произведен вполне официально, поскольку по существующим соглашениям «Норвегия имеет право контролировать российскую сторону даже в ее экономической зоне».

А бывший командующий ВМС Северной Норвегии вице-адмирал Эйнар Скорген просто пояснил: «Когда мы оцениваем необходимость применения силы, мы всегда следуем регламенту. Если ситуация становится критической для того чтобы заставить нарушителя повернуть в сторону Норвегии, возможен и предупредительный выстрел… Помню, что еще во время своей службы советская сторона рассматривала жесткость наших действий как неприемлемую, а экипажи русских траулеров частенько обижались. Наш главный аргумент – мы правы, так как обеспечиваем соблюдение норвежского закона и международного права!»

Увы, порой толкование международного права далеко не однозначно. Этим призвана заниматься двусторонняя российско-норвежская комиссия, в том числе, по вопросам рыболовства. После распада СССР  норвежцы значительно активизировали наступление на права и интересы его правопреемника - России. В частности под эгидой заботы об экологии в одностороннем порядке пересматриваются положения Парижского договора 1920 г. о статусе Шпицбергена. Россия, ограниченная внутренними законами Норвегии, таким образом, уже не в состоянии воспользоваться своим законным правом разработки  природных ресурсов, и в том числе лова рыбы.  Российские траулеры регулярно арестовываются и даже конфискуются норвежской стороной. Примечательно, что большинство из них все равно возвращается  если не на постоянное базирование в Норвегию, то для сдачи результатов добычи. Тонкое российское законодательство по-прежнему делает невыгодным обогащение собственного государства. По большому счету норвежцам нужно молиться на русских, которые способствовали настолько резкому подъему рыбоперерабатывающей промышленности  своего северного соседа, что "базирование" русских траулеров на норвежские порты рассматривается местными властями как постоянный фактор.    
  
В российскую зону, «Электрон», преследуемый норвежцами, вошел уже в понедельник. Но, по словам того же Олсена, жестокий шторм помешал норвежской стороне использовать силу. В этих условиях невозможно высадить на борт траулера людей, даже с помощью вертолета. Попытки набросить на винт траулера трос успехом не увенчались.

Именно тогда и возник шум по поводу угрозы применения норвежцами оружия. В ход были пущены лишь сигнальные ракеты, вполне допустимые в данной ситуации. Финал истории мы узнаем, когда окончится разбирательство, а в том что оно будет сомневаться не приходится. 

По поводу неоднозначности положений международного права. Главный документ международного морского права - Конвенция 1982 года.  Именно из-за различия толкований этого документа наши страны до сих пор буксуют в вопросе делимитации морских пространств Баренцева моря. Если по вопросам лова рыбы стороны, начиная с 1977 г. успешно договаривались, ежегодно продлевая "Соглашение о совместных мерах контроля за рыбным промыслом и регулировании рыболовства в смежном участке Баренцева моря..", то, несмотря на взаимные уступки спорной остается значительная акватория  порядка 26 тыс кв.км.

Немалую роль в отношениях между Россией и Норвегией играет и Парижский мирный договор по Шпицбергену, наступление на который Норвегия ведет уже не первый год, внося корректуру в его положения изменениями в национальном законодательстве. Разумеется под благородным предлогом борьбы за экологию. Провозглашенный Норвегией суверенитет над богатейшей биоресурсами прибрежной зоной Шпицбергена приводит к регулярным арестам российских судов в т.н. "рыбоохранной зоне". Противоречий правового характера масса и они с годами становятся лишь острей, главным образом из-за огромных запасов углеводородов, обнаруженных на шельфе Баренцева моря, львиная доля которых приходится на спорную "серую зону". Особенно настораживает Осло попытка российской стороны увязать проблему разграничения спорных районов моря с границами экономической зоны вокруг Шпицберегена. Крайне негативную роль играет слабость сегодняшней России, которая порой даже не в силах выслать военный корабль в собственный  район промыслов, в частности из-за дефицита горючего.  В отличие от нас норвежцы имеют национальную программу сбережения ресурсов, в том числе рыбных, и значительные силы береговой обороны, которые зорко следят за выполнением установленных государством законов.

Стоит ли удивляться, что за последнее десятилетие объемы рыбообрабатывающей промышленности Норвегии неуклонно и стремительно растут. Не этим ли объясняется удивительная терпимость потомков викингов к прижившимся у них русским, даже если те без европейского трепета относятся ко всякого рода законам. У них арестовывают и конфискуют суда, а они упорно возвращаются в норвежские порты, где им порой скучно, зато прибыльно и уютно. А почему норвежский рыбак сдает рыбу своему государству? Да потому что с 1951 года там действует закон "О сбыте рыбы-сырца", запрещающий сдавать ее куда-либо, кроме национального предприятия. То же касается и налогового законодательства и распределения квот. Таким образом, в то время как в северных районах Норвегии постоянно рождаются новые рабочие места, российский Север пустеет, что, несомненно, скажется в самом ближайшем будущем при разделе спорных акваторий Баренцева моря, которое рано или поздно состоится… 

Сергей Апрелев, член Международной Ассоциации морского права, специально для «Правды.Ру»

См. также Гонки в Баренцевом море

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
России и Японии предрекли скорую ссору
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
В Татарстане заговорили о необязательности изучения русского языка
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Скоро вернется? Улюкаева сравнили с блондинкой
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
США угрожает катаклизм, который может разразиться в любой момент
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Литва лишится белорусского транзита в пользу России из-за "говорливых" политиков
Назван способ, как США "задушат" "Северный поток-2"
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Кошачьи поцелуи и прочие нежности: как на самом деле относится к вам ваша кошка
Кошачьи поцелуи и прочие нежности: как на самом деле относится к вам ваша кошка
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры