Цель заказных убийств ЮКОСа распутана не до конца?

Практически весь день 17 августа всем, кто находился в зале заседаний на пятом этаже Мосгорсуда, пришлось провести на ногах – закон требует слушать приговор стоя. Исключение было сделано для бывшего охранника Алексея Иванова, который лишился обеих ступней в результате покушения на предпринимателя Андрея Рыбина 5 марта 1999 года. Гособвинитель Камиль Кашаев позже рассказал журналистам: он был уверен, что судье не хватит одного дня на чтение приговора.  

Дня хватило, но всем присутствовавшим он запомнится надолго. Родственникам и журналистам, которых против обыкновенного к этому процессу безразличия съехалось во множестве, пришлось стоять буквально плечом к плечу, обливаясь потом. Кондиционер в зале не работал. Окна почему-то закрыли. Если из соображений безопасности, то это странно. В ходе процесса против широко распахнутых окон судья Владимир Усов не возражал.

Пичугин признан виновным в организации целой серии убийств и покушений на убийства. 21 января 1998 года была застрелена на глазах мужа московская предпринимательницы Валентина Корнеева, которая отказалась продать приглянувшееся ЮКОСу помещение. 26 июня 1998 года наемные киллеры Решетников и Цигельник расстреляли из самодельного автомата мэра города Нефтеюганска Владимира Петухова, который требовал от ЮКОСа полностью погасить налоговые долги перед городской казной.

Подробнее см. Волгоградский киллер Цигельник был другом главы службы безопасности ЮКОСа?

Те же фигуранты были наняты для нападения на управделами ЗАО "Роспром" Владимира Колесова. И они же дважды, осенью 1998–весной 1999 предприняли два покушения на управляющего компании East petroleum handelsgas GmbH Евгения Рыбина. Мотивом был финансовые спор Рыбина с ЮКОСом на сумму $110 млн. Суд признал, что все преступления, вменяемые Алексею Пичугину, тот организовал по заданию Леонида Невзлина , курировавшего службу безопасности ЮКОСа, в которой работал Пичугин.

Итак, процесс завершен. По меркам современного судопроизводства дело сложное и масштабное - более 80 томов, выступило более 200 свидетелей. Но ожидали-то вовсе какого-то мегапроцесса! Если вспомнить, стороны заявили по тысяче с лишним свидетелей, и поначалу было ощущение, что их не переслушать за год. Затем эти свидетели, в основном со стороны защиты, начали испаряться. Вначале поодиночке, а ближе к финалу слушаний целыми пачками. Нашлось множество причин, помешавших этим достойным людям явиться в суд, чтобы под присягой привести доводы в пользу невиновности Алексея Пичугина .

См. также Тамбовские: как «авторитет» искал справедливости у отца олигарха

Процесс, стоит напомнить, с самого начала не задался адвокатской команде Григория Каганера. Защита исходила из того, что новый суд (как и тот, что ранее присудил Пичугину 20 лет строгого режима) будет закрытым. По настоянию защиты – вряд ли Пичугин сотоварищи согласились бы на это сами – подсудимые отказались от суда присяжных. Защита вполне обоснованно предполагала, что для организатора преступной группы Алексея Пичугина, уже осужденного присяжными на 20 лет, пожизненный срок весьма реален. На нем как раз и настаивал последствии государственный обвинитель.

Вердикт присяжных, как известно, невозможно обжаловать в Верховном Суде , он окончательный. Дело было поручено вести судье Владимиру Усову единолично. Но судья совершенно неожиданно не усмотрел в материалах дела чего-либо, содержащего государственную тайну, и определил открытый порядок судебного заседания. Либеральные СМИ сразу же утратили к процессу всяческий интерес. В результате все мастерство давления на психику, блестящее владение которым вновь обнаружил адвокат Каганер, досталось не простодушно далеким от юстиции присяжным, а закаленным судебным бойцам в лице единоличного председателя и прокурора.

Защита уже объявила намерение оспаривать приговор в высшей судебной инстанции. Можно понять. Такие высокобюджетные клиенты попадаются не каждый день. Жаль, что врачебный принцип «Не навреди!» на юриспруденцию не распространяется.

Процесс завершен, но трудно отделаться от ощущения, что в деле поставлена не точка, а многоточие. Потерпевший предприниматель Евгений Рыбин заявил журналистам, что он убежден – в этом зале рано или поздно предстанут перед судом Михаил Ходорковский и Леонид Невзлин, вдохновители и заказчики многочисленных убийств и покушений. По сведениям газеты «КоммерсантЪ», господина Пичугина подозревают в организации еще одного убийства – это дело выделено в отдельное производство. Выходит, цель «мокрых дел» ЮКОСа распутана не до конца?

Михаил Вознесенский
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить