Чёрный извозчик Сёма Могилевич

Бывший совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин обратился с письмом к генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, попросив его вмешаться и спасти его товарищей, сидящих в российских тюрьмах. При этом, как стало известно, речь идёт не только о коллегах Невзлина по ЮКОСу - Михаиле Ходорковском, Василии Алексаняне, Александре Пичугине, - но и ряде других бизнесменов, вступивших в конфликт с российским правосудием. Среди "невинных жертв путинского режима" значится и некий Семён Могилевич, замешанный в скандалах с зарубежными счетами нефтяной компании ЮКОС, тайным финансовым трейдером которой он, похоже, и являлся.

Имя Семёна Юдковича Могилевича вряд ли что-то скажет интересующимся политикой гражданам. Равно как и Семона Палагнюка, Семена Телеша, Семена Могилевкса, Шимона Макельвитша, Сергея Шнайдера, как любил представляться российский "бизнесмен", вот уже более 15 лет разыскиваемый в ряде стран, в том числе в США, по обвинению в мошенничестве, отмывании денег и рэкете.

В былые времена - "разводяга" и "кидала" - он сделал головокружительную, по бандитским меркам, карьеру. Фарцовка в киевских скверах, скупка золотых монет царской эпохи, валютные операции и, как следствие, две подряд отсидки нисколько не охладили пыл молодого искателя приключений. В 1985 "Сева" переехал в Москву, где сошелся с известным криминальным авторитетом "Сильвестром". Итогом совместной деятельности стала известная фирма "Arbat International" и сеть платных туалетов на вокзалах от фирмы "Внуково-1". Но уже через несколько лет Могилевич вышел на более высокий уровень.

В 1988 году он переехал на постоянное место жительства в Венгрию - первую страну на пути отмывки криминальных и мафиозных денег всего СНГ. Кстати, благодаря этим деньгам Венгрии удалось пережить потрясения, которые лихорадили весь пост социалистический лагерь, и быстро подняться.

В 1994 году в Канаде им была основана компания YBM Magnex, сферой деятельности которой стал "быстрорастущий сегмент высокотехнологичных промышленных постоянных магнитов, компьютерных систем охраны и других потребительских товаров". Акции компании были выведены на биржи, фирма аккуратно отчитывалась об увеличении объема продаж, росте прибыли и неминуемых перспективах. Отрезвление наступило 4 года спустя, когда представители компании отказались предоставить материалы для аудита.

После этого в офис YBM Magnex пожаловали сотрудники сразу пяти федеральных служб США, которые изъяли почти всю документацию и объявили о том, что эта компания участвует в отмывании криминальных денег. Как выяснилось, через эту фирму прогоняли капиталы и будущие партнёры топ-менеджера нефтяной компании ЮКОС Леонида Невзлина братья Лев и Михаил Черной.

В 1999 году разгорелся ещё один скандал, также связанный с незаконным отмывом денег. На этот раз жертвой "русских мафиози" стал Bank of New York, через который, как утверждали, в ФБР, было прокручено около 10 млрд российских долларов, которые осели в фирмах, принадлежащих криминальным боссам. В ходе следствия также выяснилось, что начальником отделения Bank of New York, специализирующегося на открытии российских счетов, являлась некая Наташа Гурфинкель-Кагаловская, муж которой — русский бизнесмен Константин Кагаловский — был высокопоставленным сотрудником в российском банке "Менатеп", входящем в промышленную империю одного из российских олигархов — Михаила Ходорковского ЮКОС. Соответственно и сам "Менатеп", основным акционером которого был Леонид Невзлин, являлся одним из крупнейших держателей счетов в Bank of New York.

Уже позже, в ходе следствия по делу ЮКОСа было установлено, что руководители компании нашли довольно простой способ отмыва капитала: нефть закупалась "ЮКОСом" у своих дочерних компаний по заниженной втрое цене, а затем реализовывалась по рыночной стоимости, прибыль оседала на счетах аффилированных российских компаний, находящихся в зонах со льготным налогообложением, после деньги переводились в офшоры, а оттуда на счета основных акционеров "ЮКОСа". По официальным данным, Ходорковскому и его свите удалось легализовать порядка 10,6 миллиардов долларов.

Собственно говоря, на этом пути Могилевича и Невзлина не разошлись. В 2005 году крупный финансовый скандал потряс Израиль. В один из благостных воскресных дней в отделение № 535 крупнейшего израильского банка Hapoalim, находящееся на одной из главных улиц Тель-Авива, нагрянули сотрудники полиции: 22 работника банка были задержаны , изъята документации, а сами счета банка на сумму около 372 млн. долларов США были заморожены. По словам представителей полиции речь шла об отмывании денег на уровне сотен миллионов долларов. В отделении № 535 в основном обслуживались иностранные граждане, клиенты с двойным гражданством, а также выходцы из бывшего СССР. В списке подозреваемых в отмывании денег через Hapoalim значились Владимир Гусинский (на его имя в банке открыто 180 счетов на общую сумму в 376 млн. долларов США), Борис Березовский, Семен Могилевич, Леонид Невзлин, Михаил Черной, Аркадий Гайдамак и другие.

Точно также как и в случае с Bank of New York, была выявлена группа служащих, помогающих беглым российским олигархам легализовывать криминальные доходы. Единственным исключением стали заявления Леонида Невзлина, громогласно заявляющего о своей полной невиновности и изображающего оскорблённую невинность, когда его имя возникало рядом с именем Могилевича. Вовремя скрывшийся из России совладелец ЮКОСа даже выразил возмущение действиями руководства банка, не предупредившего его о возможном риске, когда он открывал в банке счет. Да и вообще он попал в этот банк случайно.

Волнение, охватившее Леонида Невзлина, вполне объяснимо. Израильский закон по борьбе с отмыванием капиталов запрещает вливание капитала, нажитого преступным путем, в финансовую систему страны. Кроме того, российская генпрокуратура требует от Израиля выдачи совладельца ЮКОСа, обвиняемого в совершении уголовных преступлений, совершенных на территории России. В самом Израиле группа правозащитников давно уже ведёт кампанию о незаконности получения Леонидом Невзлиным израильского гражданства и необходимости его экстрадиции в Россию. 10 марта 2008 года в Высшем Суде Справедливости (БАГАЦ) Израиля должны пройти слушания по этому делу, что также не может не беспокоить Леонида Невзлина.

Сбежавший от правосудия менеджер ЮКОСа профинансировал громкую информационную кампанию по "делу Алексаняна", суть которого состояла не столько в том, чтобы защитить трижды смертельного больного сотрудника ЮКОСа, сколько объединить его с делом в отношении крупнейшего акционера НК ЮКОС Леонида Невзлина. Если бы фокус с приостановкой дела вице-президента НК ЮКОС удался, то автоматически прекратилось бы разбирательство и в отношении Невзлина.

И здесь, как назло, был арестован Семён Могилевич, который в рамках сотрудничества со следствием мог бы рассказать много интересного о своих взаимоотношениях с беглым олигархам. Вот и пришлось Леониду Невзлину хлопотать за соотечественника перед генсеком ООН. Авось признают криминального авторитета "жертвой режима", да отпустят от греха подальше. В противном случае, как отмечает специалист по вопросам экстрадиции, адвокат Эли Гервиц, "отцы-основатели Израиля предполагали, что наша страна станет домом для каждого еврея, но они же говорили о том, что еврейское государство не должно стать убежищем для преступников".

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить