Идеальная жертва

Анна Политковская, как это ни печально, идеальная жертва. Толпа не воспринимает долгих разжевываний: «Ее убили потому что она, с одной стороны,… а с другой стороны…» Нет, все должно быть просто и ясно, как на войне. Убита журналистка, которая боролась с молодым Кадыровым и президентом Путиным. Именно таковы клишированные суждения американских СМИ, сработанные точно под копирку. Нет сомнений, из спецкора «Новой газеты» хотят сделать еще одного Гонгадзе. В смысле знамени «оранжевой» революции. Думается, это все-таки не тот случай.

«Специалист подобен флюсу» - говаривал Козьма Прутков. Анна так и не вернулась с чеченской войны. Ее книги и международные премии родом оттуда. Сегодня внутриредакционный конфликт уже не является тайной. Другой темы российской внутренней политики она не видела, и видимо, не хотела видеть. Ее раздражало, что даже коллеги по «Новой» начинают очаровываться Кадыровым, и даже попеняла на это Латыниной в своем последнем интервью на радио «Свобода». Недаром главред Дмитрий Муратов всячески воздерживается от любых комментариев. Авторы кровавого злодейства, видимо, считают, что надежно зафлажковали возможных критиков – о мертвых или хорошо, или ничего. Хочется называть великой журналисткой – называйте, если таковым видите эталон журналистики. Разве в эпитетах суть?

В Москве среди бела дня убита женщина, безвинно и с чудовищным хладнокровием застрелена мать двоих детей и якобы без пяти минут бабушка – вот что первое и главное. Жизнь самоценна, и все апологии и антагонизмы суть суета сует против разверзнутой могилы. И надо бы говорить над ней приличествующие случаю слова добра и скорби, и все они будут правдивы, и даже тот, кто не соглашался с Анной при жизни, признает за ней последовательную одержимость – качество не из последних в мире живых. И пусть упокоится с миром… Но не для этого ее убивали.

Всю прошлую неделю было трудно отделаться от грозового предчувствия – что-то зреет недоброе. Уж слишком выразительно отмалчивались деятели доморощенной оппозиции по поводу санкций против Грузии, даже когда чиновники в своем идиотском рвении начали откровенно заигрываться на грани этнической нетерпимости. Друг Бадри Патаркацишвили мог счесть себя обиженным… Никакой критики Кремля не раздалось ни из Тель-Авива, ни из Лондона - беглые олигархи как в рот воды набрали. Между тем, следовало бы ожидать, что «поздравить» президента с днем рождения они не преминут. Вспомните прошлогоднюю здравицу: «Вы – прекрасный друг и партнер: даже своей репутации вы не пожалели ради ваших товарищей, которые разрушили ЮКОС, еще недавно крупнейшую нефтяную компанию страны». Нынче сотоварищи Михаила Ходорковского решили завернуть угол покруче.

Давайте называть вещи своими именами: Анна Политковская стала первой жертвой игрищ оппозиционных Кремлю сил в рамках кампании 2008 года. Рановато начали? Ничуть. Они ясно сознают, что легитимных шансов победить у них нет и не может быть. Они же намерены не выиграть народное доверие, а «перехватить» власть. Видимо, решили – момент созрел. Раскачать лодку на сей раз не удалось, и это означает, что жертвы будут еще. К великому сожалению.

Пресса США цитирует заявление президента Буша, по словам которого, "как и многие россияне, американцы были потрясены и опечалены жестоким убийством Анны Политковской, бесстрашного автора журналистских расследований, пользовавшегося высоким уважением и в России, и в Соединенных Штатах". В США – необходима ремарка – уважения все-таки высказывалось больше, чем на родине. На смерть Политковской Вашингтон отреагировал дважды в течение уик-энда, сначала устами госдепа, потом главы государства. Комитет по защите журналистов - рука так и просит написать «по защите гласности» - насчитывает 12 погибших российских репортеров. Что-то не припомню, чтобы эта уважаемая американская организация кого-либо, включая Влада Листьева, называла «великим». Уже анонсировано, что в ноябрьском номере журнала, который издает комитет, уроженица Нью-Йорка будет названа «одним из ведущих борцов за свободу печати в мире за последние четверть века».

Причиной гибели Политковской Washington Post открыто называет «климат жестокости, которая буйным цветом расцвела при Путине. Сам бывший сотрудник КГБ, он получил в наследство несовершенную демократию и систематически подрывал все ее институты. СМИ, политические партии, местное самоуправление, частный бизнес - всех их по очереди оскопили». Даже когда требовалось уронить авторитет Путина перед саммитом G 8 в Санкт-Петербурге, градус антироссийской риторики и то был мягче. Нынче он на грани фола. Не опасно ли заигрываться с нами в «оранжевые» революции? Разве пример Грузии не показателен в том смысле, что Россия не намерена далее терпеть унижения достоинства государства.

WP , конечно, далеко до господина Сатарова призывающего поднять знамя борьбы на свержение «фашисткой власти». Он, конечно, забыл, как оправдывал танковый расстрел легитимно избранного российского парламента и развязанную изредка трезвым «гарантом» нелепую бойню в Чечне. Уж больно оперативно «откликнулся» идеолог «другороссов» - оно как бы из души у него шло, но с оглядкой на УК РФ, не ухватишь. Хорошая домашняя заготовка. Поминки еще не начались, а морда уже в салате.

Олег Савицкий.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить