Через террор - к свободе: новая тактика русских неонацистов

"Сразу хочется посоветовать скинам отрастить волосы и идти в науку, изобретать избирательное бактериологическое (или вирусологическое) оружие!" - это строки из интернет-дневника в "Живом журнале" активиста ДПНИ Кирилла Ширяева. Совет, быть может, и хорош. Вот только сам 21-летний любитель русского национализма уже больше никому ничего не посоветует. Ему, погибшему от собственных экспериментов с пиротехникой, уже всё равно.

Взрыв в доме на улице Академика Королёва наделал немало шуму среди москвичей, вспомнивших ранее совершённые в Москве теракты. Милиция и столичные градоначальники поспешили успокоить горожан, заявив, что причиной взрыва стало неосторожное обращение с газовым баллоном. Вроде бы ничего страшного, вполне себе бытовое происшествие. Вот только погибший житель квартиры - 21-летний студент Московского физико-технического института Кирилл Ширяев, - и находившийся у него в этот момент в гостях 29-летний Николай Миронов были активистами так называемого Движения против нелегальной иммиграции.

В ДПНИ не опровергают членства Кирилла Ширяева в организации, подтверждая и тот факт, что в квартире у него действительно находился баллон с газом. Но отвергают любые другие версии кроме той, что "взрыв произошел из-за трагической случайности - нарушения правил безопасности при хранении и использовании газового баллона". Опасение лидеров националистического движения вполне объяснимы - допущенная их соратником оплошность может поставить крест на дальнейшей деятельности ДПНИ. Да и не только ДПНИ.

В конце прошлого года в Движении против нелегальной иммиграции началась организационная реформа. Были распущены все координаторы, расформированы отделения, стартовала перерегистрация членов. Прекратились и все разговоры относительно легализации ДПНИ в правовом поле. В руководстве такой метод ведения деятельности посчитали неэффективным и вернулись к тому, с чего и начинали - к полулегальных партизанских отрядов - "очагов", которые якобы и возникают стихийно и, вроде бы, никому не подчиняются. "Вы можете создать закрытый очаг, который не ведет открытой общественной деятельности, и привлекает новых участников только через личные контакты и никак иначе", - советует один из руководителей ДПНИ Владимир Басманов.

Настоящая фамилия Басманова - Поткин. Он родной брат лидера движения Александра Поткину, который также предпочитает выступать под псевдонимом - Белов. По словам самого Поткина, это было сделано не для того, чтобы избавиться от неблагозвучной фамилии, а исключительно в целях конспирации.

Конспирироваться было и есть от кого. Движение противостоит нелегальной, на взгляд их лидеров, иммиграции приезжих из бывших советских республик. Причём не только в форме лозунгов. Несколько лет назад ДПНИ объявило о создании вооружённых отрядов для патрулирования районов. От кого и как должны были защищать боевики ДПНИ сон мирных граждан остаётся только догадываться.

Но своего развития проект не получил. Руководству ДПНИ приходилось решать неразрешимую задачу: то ли формировать собственную республику внутри страны, то ли участвовать в легальной политической борьбе. Как показала история с партией "Великая Россия", интеллектуального потенциала сторонников ДПНИ оказалось недостаточно для создания политической партии.

"Пока наши соратники проявляют мало личной инициативы — напишут заявление и ждут, когда им позвонят и скажут: иди туда, сделай то, открой дверь, брось гранату, - сетует Александр Поткин в интервью "Русскому репортёру". - У нас есть топоры, и мы будем ходить с ними по ювелирным магазинам и банкам. Это будет самое правильное решение (смеется). Пока идет всеобщая неразбериха, ничего лучше не придумаешь. Властью все равно никто не поделится — поддерживай не поддерживай", - очерчивает он рамки деятельности своего движения.

Поддерживают своего лидера и другие члены ДПНИ. "Нет, я конечно понимаю, что бороться надо не мордобитием, что черные Москву захватили экономически, что они тут пустили корни, и их все больше и больше..... Но в данном случае, если не поставить раком кавказцев, то они поставят нас. Поэтому давайте не будем говорить типа такого: "да парни, что толку от мордобития, надо пойти и взорвать их /сжечь /вытеснить экономически /рожать детей /другие варианты", а ..дежом в интернете. Надо помочь парням на районе", - считает, точнее говоря, считал Кирилл Ширяев.

Он и помогал как мог. Конечно, нет никаких доказательств, что Ширяев с товарищем занималисьчем-то противозаконным, кроме того, что устраивали в квартире жилого дома газосварочные работы. Вот только история знает немало примеров, когда активисты националистических (и не только) движений мнили себя революционными народниками.

Несколько лет назад прогремел взрыв в квартире лидера Народной национальной партии Александра Иванова-Сухаревского. Последний, правда, остался жив, получив "множественные осколочные ранения лица, рук и тела, ожоги первой и второй степени". По версии следствия, националист подорвался на пороховой мине собственного изготовления.

О причастности радикальных националистических структур к организации терактов заговорили и после взрыва самодельной бомбы на Черкизовском рынке Москвы в августе 2006 года. В качестве обвиняемых выступили опять же студенты столичных вузов, которое, по версии следствия, стало не единственным "подвигом" молодых экспериментаторов.

Но если ещё год назад такие случаи представлялись не более чем единичными происшествиями, то сейчас эксперты не исключают возможности централизованного перехода националистических движений к индивидуально-террористической формы деятельности.

"Это судьба многих подобных организаций во многих странах, - считает один из руководителей Международного Евразийского движения Павел Зарифуллин. - Когда радикальная оппозиция долго не могла взять власть, она рано или поздно скатывалась к террористической деятельности. И всегда этой деятельностью стояли зарубежные структуры, поскольку без поддержки извне такие движения не могут долго существовать". По словам Павла Зарифуллина, не является секретом то, что "ДПНИ много лет финансируется Гарри Кимовичем Каспаровым", "и сегодня, когда ясно, что никакой реальной оппозиции, которая могла бы совершить нечто вроде оранжевой революции, Западу построить здесь не удалось, я думаю, что им будет уместно перейти к более жёсткой тактике, так, как западные структуры действуют, например, в Пакистане".

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру