Постирушки от ЮКОСа

Каждый, как водится, видит то, что хочет видеть. Сразу же после предъявления новых обвинений Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву в отмывании десятков миллиардов долларов  и их присвоении либералы естественным образом возбудились.  Вновь широким потоком понеслись обвинения в адрес власти, которая  боится  политической конкуренции, боится  досрочного освобождения Ходорковского и обострения в этой связи  предвыборной ситуации.

 – Ходорковский умнее их всех, - заявил депутат Госдумы Алексей Кондауров , -  и власть его боится, поэтому согласна на любой абсурд, лишь бы он сидел. Абсурдно и новое обвинение, и цифры якобы похищенных средств – $23 млрд! Власть сама не понимает, что это за сумма.

Раскипятился бывший глава аналитического управления компании ЮКОС не случайно. Срок думской неприкосновенности на исходе, а в заплечных делах нефтяного монстра еще многое осталось недосказанным. Но это к слову. Важнее в данном случае реакция Запада на предъявленные топ-менеджерам ЮКОСа обвинения. Она оказалась гораздо более сдержанной, чем ожидалось. Конечно, нашим либералам еще есть чем усладить душу. Например, официальный представитель Госдепа США Шон Маккормак по поводу    новых обвинений   Ходорковскому и   Лебедеву  заявил, что это «поднимает серьезный вопрос верховенства закона в России».

«Здесь отвергают многие европейские ценности и не собираются переносить их на российскую почву, можно было услышать на днях от некоторых высокопоставленных лиц,  – пишет по следам  следственных действий в Чите  Tageszeitung.  - Наконец-то прямое высказывание, лишенное какого бы то ни было лицемерия. Очевидно, что у России и Европы точек соприкосновения нет». 

Но тон ведущих мировых изданий нейтрален, а главное  -  далек от каких бы то ни было политических аллюзий. The Financial Times сегодня  - воплощение британского объективизма в освещении новых злоключений олигархов. 

«В стране сохраняется неприязнь к классу спекулянтов, которые почти мгновенно сколотили себе капиталы после развала Советского Союза»,  - пишет  К. Дж. Чиверс (The New York Times), поясняя, почему попытки создать Ходорковскому ореол мученика не нашел понимания в российских массах. «Противники Ходорковского называют его циником и мошенником, - продолжает автор. -  По их словам, он контролировал часть парламента за счет покупки голосов депутатов, а свое состояние нажил благодаря инсайдерским сделкам, не гнушаясь и преступлениями. Кремль пытался изобразить ЮКОС российским аналогом Enron – компании, которая разрушила собственную репутацию из-за крупного мошенничества и манипуляций со счетами».

Отчего же такая сдержанность? Да оттого, что на Западе, в отличие от наших ревнителей демократических ценностей, очень хорошо понимают, что такое Money Landry  и как это отмывание подтачивает налоговую систему государства. Поэтому неприкасаемых нет. Софи Лорен в свое время недоплатила с голливудских гонораров – и посидела слегка вналоговой тюрьме Вечного Города.  Что же касается трансфетного ценообразования (оно и составляет основу новых обвинений Генпрокуратуры), то ни одно государство не согласится добровольно отказаться от взымания налогов со своих налогоплательщиков. И  при помощи всех доступных ему методов будет бороться с любым проявлением уклонения от уплаты либо минимизации налогов.

Так в чем же обвиняют бывших глав ЮКОСа и МЕНАТЕПа ? Для того, чтобы разойтись с национальными фискальными органами и добиться максимальной прибыли, в мире задолго до Ходорковского и Лебедева была придумана бизнес-схема, в основе которой лежит так называемое трансфертное ценообразование. Вы хотите продать свой продукт за рубеж, но оставить налоговиков при их собственных интересах. Представьте себя (чтобы быть ближе к теме) собственником нефтяной компании с пакетом 50% плюс одна акция. Если минус одна – ничего не выгорит. Так же, как если некая микроскопическая компания-трейдер, зарегистрированная где-нибудь на Каймановых островах, ваша, но не до конца. Над этой фирмой контроль у  вас должен быть стопроцентный. Вот это и есть то самое, что вычурным новоязом нуворишей называется «вертикально интегрированный холдинг». Внутри этого сообщества (преступного, если называть вещи своими именами) могут быть установлены внутренние цены. Какие? А любые – свои же люди. Кому какое дело, что и за какие бабки мы «пихаем» друг другу? Есть, конечно, пределы и в этом беспределе – чтобы основное предприятие не посадить на ноль, было чем покрыть производственные расходы. Но ни копейкой больше – она же государству уйдет!

А нефть уже уплыла танкерами, утекла трубопроводами за кордон. И там уже стала импортным продуктом марки Urals, КОТИРУЕМЫМ НА ВСЕХ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ БИРЖАХ!  И вся настоящая цена в твердой валюте осталась в оффшоре, где налогообложение тоже стремится к нулю. Вот и все, ваш центр прибыли сдрейфовал на  запад. Надо только почаще менять эти центры, пробы не примелькались, не намозолили глаза. Не ленитесь регулярно менять названия, банковские реквитзиты, даже фамилии подставных владельцев. Им же лучше будет. Наша бывшая соотечественница госпожа Коллонг-Попова так увлеклась этим банно-прачечным комбинатом, что и не заметила, как задолжала Французской Республике несколько миллионов франков. Она даже  пыталась искать  заступничества у  Генпрокуратуры РФ, собиралась   приехать с показаниями в Москву. Да все боялась Алексея Голубовича, который втравил ее в эти увлекательные постирушки на райских островах халявы. Но опоздала – покаянный Голубович сам вернулся, и расскажет, наверное, больше и яснее.

Попутно еще одно ценное соображение. Оперируя трансфертным ценообразованием, вы не только оставляете с носом любимую «наложку», но не менее возлюбленных ваших миноритариев!  Вы сняли всю жирную пенку со «скважинной жидкости», включая дивиденды, причитающиеся  мелким акционерам. Да и пес с ними, пусть на путаются под ногами у капитанов российского бизнеса. 

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Последние материалы