Кражи картин: состояние за несколько минут

Громкие кражи, как правило, совершаются тихо. Не привлекая всеобщего внимания, грабители делают свое темное дело и ускользают. Так случилось и на этот раз: из фешенебельного нью-йоркского отеля "Карлайл" пропала картина Фернана Леже стоимостью в 350 тысяч долларов. На осуществление своего замысла преступнику потребовалось всего несколько минут.

Камеры наблюдения засняли похитителя, однако толку от этих записей мало: грабитель совершенно неопознаваем. Вот похититель заходит в отель на Мэдисон-авеню, а вот он выходит с сумкой, которой не было видно, когда он входил. Садится в машину и уезжает. Конец фильма.

Полицейские совершенно справедливо полагают, что картину "Композиция с механическими элементами" преступник спрятал в сумку, благо скромные габариты полотна (25 на 20 сантиметров) это позволяли. На этом предварительные выводы заканчиваются — по крайней мере, пока.

Место преступления — зал Helly Nahmad Gallery — сразу оцепили желтой полицейской лентой. Несмотря на то, что персоналу запретили распространяться о случившемся, новость о краже каким-то образом просочилась за пределы отеля. "Все в мире искусства уже знают, что картина "ушла", — говорит один из сотрудников отеля. — Это ужасно".

Детективы уже засыпали все, что можно, порошком, который поможет выявить отпечатки пальцев преступника. Если они есть, конечно. "Тот факт, что он до чего-то дотрагивался, вовсе не означает, что мы найдем его отпечатки, — замечает следователь. — Может, нам повезет найти образец его ДНК".

Подобные случаи не раз становились основой для мирового кинематографа, в том числе и отечественного. Сюжет знаменитого рязановского фильма "Старики-разбойники", по сути, является историей одного такого преступления. Два старика в исполнении Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева посреди бела дня на глазах посетителей и работников музея выносят с собой картину Рембрандта, якобы на реставрацию. Комичность истории заключается еще и в том, что кражи никто так и не заметил.

К сожалению, подобная комичность на экране в жизни выглядит уже трагикомично: и несмотря на то, что кражи картин "замечают" достаточно быстро, вынести полотно из музея часто по-прежнему не составляет труда.

Однако вряд ли о краже картины Фернана Леже напишут книгу или снимут фильм. И даже не по причине "типичности" ситуации, а из-за отсутствия масштаба. То ли дело похищение из Национального музея в Стокгольме трех картин знаменитых художников. Автором повести стал сам детектив, занимавшийся делом о краже, — агент ФБР Роберт Уитман. Название книги одновременно служит и ее аннотацией — Уитман назвал свой труд "Бесценные: как я тайно спасал похищенные сокровища".

В конце декабря 2000 года трое злоумышленников, вооруженных автоматами, ворвались в Национальный музей и приказали всем лечь на пол. Следующие 40 минут воры рыскали по музею и в итоге выбрали то, что их больше всего интересовало: две картины Ренуара — "Молодой парижанин" и "Разговор с садовником" — и автопортрет Рембрандта, написанный в 1630 году.

Вынести картины из музея — полдела: надо еще грамотно уйти. Отступление преступники продумали до мелочей. Музей хоть и находится в самом центре шведской столицы, но стоит на небольшом полуострове, и к очагу культуры ведет всего одна дорога. На это и была сделана ставка: в тот момент, когда похитители садились в скоростной катер вместе со своей добычей, на дороге взорвались две заминированные машины. Полиция при всем желании не смогла поймать преступников по горячим следам, поскольку дорога оказалась заблокированной. Позже катер обнаружили в округе Содермальм на юге Стокгольма.

Шведские власти, не полагаясь на собственные силы, обратились именно к Уитману неспроста: он — настоящая легенда ФБР. Уитман, проработавший в Бюро более 20 лет, является одним из лучших в мире сыщиков, специализирующихся на поиске похищенных произведений искусства. С момента создания отдела по борьбе с хищениями культурных ценностей, который Уитман и возглавил, он перевернул все представления о расследовании подобных злодеяний.

Руководствуясь принципом "на ловца и зверь бежит", Уитман внедрился в среду криминальных торговцев. Роль сумасшедшего коллекционера, готового заплатить за Рембрандта наличными, ему определенно удалась. Спустя некоторое время он уже назначил ворам встречу в номере одного из отелей Копенгагена.

Переговоры длились две недели, в результате чего полотно стоимостью в 36 миллионов долларов преступники согласились уступить за 250 тысяч. Деньги Уитман действительно собрал — они хранились в номере отеля, и преступников поставили об этом в известность. Оставалось только заманить птичек в клетку.

Надо ли говорить, что номер был буквально напичкан микрофонами и камерами, следящими за каждым шагом агента и продавцов. По соседству затаилась группа бойцов SWAT, которая ждала сигнала Уитмана, чтобы вломиться в номер и арестовать преступников. Перед операцией, правда, злоумышленники начали было "ломаться", но Уитман применил весь свой талант, чтобы доказать им: 250 тысяч долларов — не такая уж и плохая сумма.

В результате все прошло, как и было задумано. SWAT взял под арест сразу четырех преступников — шведа, двух граждан Ирака и выходца из Гамбии. Злоумышленники отбывают свое наказание в тюрьме, ну, а сам Уитман уже вышел на заслуженную пенсию и читает лекции в музеях, художественных институтах и правоохранительных учреждениях по всему миру.

Читайте также по теме:

Во Францию вернулись похищенные "Прачки"

Шедевр воры оценили в тридцать евро

Мона Лиза улыбалась даже вору

Грабители в полицейской форме "конфисковали" фургон с золотом

Картину из Эрмитажа могли украсть свои

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

"Национальный праздник Святой Руси и русских – это день 8 сентября нового стиля. Это не двунадесятый и даже не великий праздник, - отмечал писатель (ныне священник) Николай Блохин. - В церковном календаре черным выделенным шрифтом обозначается так: "Сретенье Владимирской иконы Пресвятой Богородицы". Сретение - значит "встреча". Что это за праздник?

Главная русская икона-победительница
Комментарии
Молчание Асада: почему он не нашел времени для звонка Путину
Коммунисты требуют отмены новогодних праздников - страна сопьется
Правда и вымысел о ежах
НАТО готовится к удару по России через Сувалкский коридор
Почему США больше не инновационная страна
Депутаты хотят наказывать преступников просмотром российского кино
Киевский мечтатель требует от Москвы репарацию
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Правда о пенсиях: зачем Путину реформа?
Хитрый план или предательство: Россия сдает месторождение у Крыма
Хитрый план или предательство: Россия сдает месторождение у Крыма
Молчание Асада: почему он не нашел времени для звонка Путину
Памфиловцы остановили приморские "карусели"
Началось? Россия ввела бесполетную зону в Средиземноморье
Не догоним: Россия опоздала с ракетами, как у Илона Маска
Молчание Асада: почему он не нашел времени для звонка Путину
Как Израиль будет наказан за сбитый российский Ил-20
Памфиловцы остановили приморские "карусели"
Как Израиль будет наказан за сбитый российский Ил-20
Как Израиль будет наказан за сбитый российский Ил-20
Израильские ВВС разбомбили доверие России