Стюардесса-ниндзя vs воздушный хулиган

Общество и авиакомпании продолжают активно обсуждать проблему хулиганства на воздушном транспорте. Звучат предложения вооружить стюардов электрошокерами и знаниями приемов борьбы. Также есть предложения относительно "черных списков" и повышения штрафов за дебоши на борту. Но насколько подобные меры будут эффективны? И будут ли они вообще работать?

По сведениям авиакомпаний, с начала года пьяные пассажиры устроили на борту лайнеров шесть крупных дебошей. Между тем, если для окончательного усмирения буянов самолет приходится сажать — это обходится авиакомпании в сумму до 60 тысяч долларов. Как это произошло, например, во время экстренной посадки рейса Москва-Пхукет из-за дебоша, учиненного одним из пассажиров. Максимальный же штраф за "хулиганку" — всего от 500 до 2,5 тысяч рублей. Хотя, конечно, суд может добавить особо злостному нарушителю еще и 15 суток — по статье 20.1 Кодекса административных правонарушений. Хотя, безусловно, авиакомпания может предъявить к нарушителю и гражданский иск.

Проблема обсуждается на самом высоком уровне — и владельцами авиакомпаний, и депутатами Госдумы. Простые граждане, судя по опросам ВЦИОМ, настроены весьма решительно — и в большинстве своем одобряют применение против воздушных хулиганов самых строгих мер.

Так, 26 процентов опрошенных (из числа тех, кто испытал на себе все "прелести" общения с дебоширами в узком пространстве самолетного салона или вагона поезда) считают, что для них достаточно 15 суток и штрафа — но очень большого. 22 процента требуют уголовного наказания — вплоть до "пожизненного". 7 процентов выступают просто за "строгое наказание по закону", не конкретизируя его содержание, 10 процентов — за введение "черных списков", фигурантам которых должно быть запрещено передвижение общественным транспортом.

Вместе с тем, очень мало народу высказывается за самое действенное наказание хулиганов — выплату компенсации за нанесенный вред, всего 2 процента. Право, если бы виновникам экстренной посадки и срыва деловых планов других пассажиров пришли иски за материальный и моральный ущерб, на сумму которых можно купить небольшой самолет (а то и неплохую яхту) — многие очень крепко задумались, прежде чем напиться перед полетом или во время него.

Такие же 2 процента поддерживают идею запрета выпивки в воздухе. Что поделаешь — со времен святого князя Владимира девизом многих так и является "Руси есть веселие пити".

Читайте также: "Воздушных хулиганов плодит дьюти-фри"

Есть и более кардинальные предложения. Например, сейчас серьезно обсуждается идея вооружения бортпроводников пластиковыми наручниками и электрошокерами. Интересно, авторы этой идеи в курсе, что подавляющее большинство обслуживающего персонала в самолетах — это хрупкие миловидные девушки. Поэтому как возможна реализация этой идеи? Хотя можно, конечно, обучить девушек приемам айкидо или ушу.

Да каждым дело должны заниматься профессионалы! Мило улыбаться пассажирам, заботясь о их комфорте, своевременном кормлении, пристегивании ремней — это дело стюардесс. Но даже в эпоху СССР, когда нормой было задействование женщин в качестве даже шпалоукладчиц на железной дороге — за безопасностью в полете следил милиционер в гражданском. Почему бы сейчас авиакомпаниям не прибегнуть к услугам охранных предприятий — одного человека на рейс вполне бы хватило.

Между тем, особого движения в этом направлении пока не видно. Разве что депутаты обсуждают возможность создания аналога американской "службы воздушных маршалов" — но только для "чартерных", специальных рейсов. Как будто на рейсах регулярных не может оказаться подвыпивших дебоширов.

Авиакомпании тоже охотно принимают на себя вид "беззащитных овечек" — всем видом демонстрируя якобы невозможность справиться с хулиганами собственными силами. Да так ли уж необходимо требовать от государства вводить фиксированные миллионные штрафы за "вынужденную посадку" — если есть вполне действующий Гражданский кодекс, предусматривающий компенсацию нанесенного ущерба?

Ну, правда, когда водителя "Жигулей" или недорогой иномарки угораздит, нарушив правила, таранить сверкающий лимузин — владелец последнего, скорее всего, даже не будет ничем заморачиваться. Все расходы ему оплатит страховая компания — а потом начнет взыскивать ущерб с истинного виновника. И если тому после выплаты всех исков удастся остаться с квартирой — значит, ему очень повезло.

А вот крупные авиапредприятия, где работают тысячи сотрудников и есть мощные юридические службы, оказывается, выиграть иск о возмещении миллионных убытков с горе-пассажиров не могут. Бедные они, бедные…

Впрочем, кое в чем парламентарии действительно могли бы помочь — в сфере эксклюзивно своей компетенции. Ведь в российском законодательстве уже есть не "беззубая", как в Административном кодексе, но очень даже серьезная статья 213 Уголовного кодекса, как раз и предусматривающая ответственность за хулиганство. Не мелкое, как по КоАП — а, так сказать, "обычное".

Читайте также: Воздушный хулиган едва не приводнил самолет

Правда, действие этой статьи здорово ограничивается условиями "применения оружия", "сопротивления представителю власти" и "по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы".

Зато санкции предусматривают штраф в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательные работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительные работами на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок — и то по минимуму.

По большому счету, циничное пренебрежение безопасностью остальных пассажиров тоже вполне можно считать "враждой в отношении социальной группы". Но прецедентов такого творческого отношения к УК в российской судебной системе, кажется, еще не было. Так что, наверное, не помешал бы и отдельный подпункт к статье 213 — в отношении хулиганства на транспорте, и не только воздушном.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить