В Саратове сняли с рейса теплоход "Композитор Глазунов"

На двойнике "Булгарии" нашли радиацию

После трагической гибели пассажирского теплохода "Булгария" российский речной флот сотрясают тайфуны проверок. Но, собственно, многочисленные проверки показывают лишь то, что и так давно было известно практически всем — и ответственным лицам, и безответственным: флот дышит на ладан… Накануне в Саратове сняли с рейса двойника "Булгарии" — теплоход "Композитор Глазунов".

"Тормознула" судно, которое везло 85 туристов из Астрахани в Ярославль, Саратовская транспортная прокуратура. По ее мнению, на судне "Композитор Глазунов" 1957 года постройки, полной копии затонувшей "Булгарии", нарушались требования безопасности судоходства.

Отсутствовало предусмотренное судовыми документами минимальное количество членов экипажа, допускались нарушения требований пожарной безопасности, спасательные средства не в полной мере соответствовали нормативным требованиям. Кстати, второй аналог "Булгарии", судно "Петр Алабин", сейчас исследуют в столице Татарстана.

Но, кроме того, было обнаружено то, чего никто никогда не ожидал: в рулевой рубке судна уровень радиоактивного излучения превышал норму аж в 12 раз! Самое интересное, что члены экипажа даже забыли, когда рубка проверялась с помощью дозиметра. Может быть, рулевые и капитан подвергались опасности годами, и это когда-нибудь скажется на состоянии их здоровья…

Читайте также: "Булгария": виновата не техника, а люди

Прокуратура уже выяснила, что собственником теплохода является ООО "Волжско-Камское судоходное общество" (город Пермь), а арендатором — ООО "Водафлот" (Москва). По результатам проверки в Волжский районный суд Саратова направлено исковое заявление собственнику и арендатору о запрещении эксплуатации дизель-электрохода "Композитор Глазунов" до устранения выявленных нарушений.

Некоторых пассажиров судна отправили в Москву из Саратова на автобусе. Когда "Композитора Глазунова" освободят, не понятно. Судя по публикациям в саратовской прессе, часть пассажиров решила продолжить круиз прямо на борту "запрещенного" судна. Ну, а что — погода вроде приемлемая, сам Саратов — город прекрасный, условия проживания на судне хорошие. Не пропадать же путевкам, круиз-то оплачен. Ну, а то, что пейзаж за иллюминаторами не меняется, — да и ладно, зато безопасно…

Вообще, трагедия с "Булгарией" показала всем, в том числе, и руководству страны, что отрасль пассажирских речных перевозок у нас в полном загоне, почти все суда перерабатывают полагающиеся по проекту сроки эксплуатации. А вывести их из эксплуатации невозможно: жизнь в стране если и не встанет, то точно осложнится для многих.

Например, в одной только Архангельской области речным водным транспортом перевозится около миллиона пассажиров! Так или иначе, после проверок, проведенных транспортной прокуратурой, большая часть архангельских "речных трамваев" была все-таки допущена к эксплуатации.

Но тут есть объяснение: в регионе достаточно много судоремонтных верфей, способных принять суда небольшого водоизмещения, есть где чинить, проводить текущие и поддерживающие ремонты. Ну, а владельцы и экипажи судов, поскольку на перевозки есть немалый спрос, не стесняются вкладывать средства в ремонты.

В соседнем с Архангельском Северодвинске, например, военная верфь "Звездочка" поддерживает в исключительно работоспособном состоянии колесный пароход "Н.В. Гоголь", которому как раз в эти дни исполняется 100 лет!

Читайте также: Не стареют кормой ветераны

Пароход совершает регулярные круизные рейсы по Северной Двине. После гибели "Булгарии" в некоторых СМИ появилась информация, что патриарха речного флота России спишут, не пустят в рейсы и т.д. и что он возглавляет так называемый "черный список" самых-самых плохих судов. Оказалось, ничего подобного. Все это лишь "утка". Самое старое пассажирское судно в России прошло проверку успешно, пожалуй, лучше, чем все остальные суда в регионе.

О чем это я? Да о том, что если хочешь безопасности, вкладывай в нее средства. Та же "Звездочка", являющаяся, кстати, владельцем судна, только в нынешнем году затратила на ремонт "Гоголя" около 40 миллионов!

Такое владельцам и арендаторам затонувшей "Булгарии" и не снилось. Судно должны были списать еще в 1975 году, однако владельцы и арендаторы стремились выжать из древнего плавсредства максимум прибыли. Судно уже подняли, вытащили всех погибших.

Читайте также: "Булгарию" погубили ротозейство и беспечность

Напомним, теплоход "Булгария" затонул 10 июля в трех километрах от Казани. По последним данным, на борту круизного судна находился 201 человек. В списке спасенных фигурируют лишь 79, погибшими официально признаны 122 человека. Судно выходило в рейс с техническими неисправностями и не имея необходимых разрешений на перевозку туристов.

По данным следственных и надзорных органов, распоряжавшиеся теплоходом люди нарушили все мыслимые и немыслимые запреты. Против некоторых из них уже возбуждены уголовные дела, сами ответственные лица задержаны. Специалистам предстоит выяснить, что же послужило причиной гибели такого огромного количества людей — изношенность техники, конструкторская недоработка или человеческий фактор.

Следователи уже сделали предварительные выводы, по которым судно ушло на дно из-за сильного крена и открытых иллюминаторов. Поднятая со дна Волги "Булгария" сейчас стоит в сухом доке ремонтной базы Речного флота имени Куйбышева.

Из помещений теплохода уже откачали воду и очистили судно от песка и ила. Сейчас ясно, что большинство пассажиров "Булгарии", как ни странно, утонули из-за спасательных жилетов, которые тянули их вверх, лишая возможности поднырнуть и выплыть в дверь или окно, когда судно начало тонуть. Корабль лег на бок, двери оказались на потолке.

Вода хлынула в корпус под мощным давлением. Жилеты, надетые на утонувших, мешали и водолазам, когда те доставали тела из отсеков судна. На обесточенном теплоходе пассажиров никто не предупредил, что жилеты надо надевать не в каюте, а хватать их и бежать наверх, после чего быстро прыгать с ними в воду. В итоге многих жертв крушения водолазы находили именно в бесполезных спасжилетах под потолком во внутренних помещениях теплохода… Мир праху.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить