Погранслужба Казахстана лишилась начальства

Трагическое крушение военно-транспортного самолета пограничных сил Комитета национальной безопасности Республики Казахстан породило не только целую волну соболезнований, но и шквал различных предположений о его причинах. Напомним, при крушении Ан-72 в Южно-Казахстанской области республики погибло практически все высшее руководство погранслужбы.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил четверг, 27 декабря, днем траура по погибшим в авиакатастрофе. Катастрофа практически обезглавила всю погранслужбу страны, у которой протяженность границ — многие тысячи километров. Среди погибших на подлете к Шимкенту (самолет рухнул в 20 километрах от аэропорта этого города) 27 человек — 7 членов экипажа и 20 пограничников.

Среди них — сам директор Пограничной службы полковник Турганбек Стамбеков и сопровождающая его группа офицеров центрального аппарата, а также военнослужащие спецподразделений, находившиеся 25 декабря в столице страны, Астане, на заседании военного совета Пограничной службы.

В Шимкент погибшие летели, чтобы подвести итоги уже в региональном подразделении ведомства — в управлении "Онтустик" (Юг). Увы, главным итогом деятельности казахских пограничников и стала трагедия, практически обезглавившая центральный аппарат погранслужбы.

Читайте также: Пограничники в аэропортах РФ скоро станут виртуальными

По словам свидетелей, от упавшего самолета остались только фрагменты крыла и хвостовой части. Остальное больше похоже на пепелище, передает "Казинформ". Журналисты сообщили, что в момент катастрофы на юге Казахстана была очень плохая погода, но пока неизвестно, повлияла ли она на произошедшее. Свидетели, которых уже допросили следователи, показывают, что самолет падал с большим левым креном с высоты примерно 800 метров.

По факту крушения самолета Ан-72 военным прокурором Шымкентского гарнизона возбуждено уголовное дело по статье 392 Уголовного кодекса Республики Казахстан "Нарушение правил полетов или подготовки к ним", передает казахское информагентство Tengrinews. kz со ссылкой на пресс-службу Главной военной прокуратуры страны.

Память погибших уже почтили минутой молчания депутаты республиканского парламента, мажилисмены. Временно исполняющим обязанности погибшего директора ведомства назначен его первый заместитель Абай Брекешев. В настоящее время на месте авиакатастрофы работает межведомственная комиссия по расследованию авиационных инцидентов. В Шымкент лично вылетел председатель казахского КНБ Нуртай Абыкаев, чтобы на месте разобраться в ситуации.

Рассматриваются пока две главные версии трагедии: ошибка пилотов (то есть так называемый человеческий фактор) и технические неисправности, которые могли возникнуть на борту самолета во время полета. По сообщению казахских СМИ, уже установлено, что предполетная подготовка летательного аппарата прошла без замечаний, наземные технические службы, судя по обязательным соответствующим документам, никакой оплошности вроде бы не допустили. Впрочем, это предстоит еще не раз проверить следователям.

Читайте также: В ЮАР разбился самолет с медиками Нельсона Манделы

Стоит отметить, что военно-транспортный самолет пограничных сил Казахстана АН-72 был выпущен в декабре 1990 года. По принятым меркам, аппарат не такой уж и старый, тем более что совсем недавно, в 2012 году, он прошел восстановление ресурса на авиаремонтном заводе "КБ Антонов" на Украине. Экипаж самолета состоял из опытных военных летчиков и специалистов, говорится в сообщении пресс-службы КНБ Казахстана.

Некоторые и казахские, и российские СМИ уже высказывают версию, согласно которой катастрофа могла произойти из-за теракта. По мнению некоторых журналистов, достаточно жесткого руководителя Турганбека Стамбекова назначили на должность вместо ушедшего в отставку после памятной бойни на одной из казахстанских пограничных застав прежнего начальника погранслужбы Нуржана Мырзалиева. С приходом Стамбекова порядки на всех границах ужесточились. Это вызвало немалое недовольство наркоторговцев и контрабандистов, которые, понятное дело, озлобились на новое пограничное начальство.

Теоретически самолет действительно могли взорвать в воздухе.С другойстороны, то есть с практической, самолет самого начальника погранслужбы специалисты Комитета национальной безопасности обследуют очень тщательно, допуск на аэродром посторонних лиц строго ограничен, и вероятность такого теракта ставится под сомнение …

Читайте также: Суд не признал виновность военных в крушении Ту-154

Вообще история, конечно, знает много самых разнообразнейших крупных авиакатастроф. Но трагедия в Казахстане до боли напоминает катастрофу, которая произошла еще во времена СССР на военном аэродроме в Пушкине под Санкт-Петербургом 7 февраля 1981 года. Самолет Ту-104А погиб на взлете. В результате остался без руководства огромный Тихоокеанский флот СССР. Сравните: при катастрофе под Шимкентом погибло все руководство погранслужбы Казахстана.

Самолет Ту-104А командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Спиридонова возвращался с ежегодного оперативно-мобилизационного сбора (штабных учений), в котором принимало участие руководство всех флотов Советского Союза.

На борту транспортного самолета находились сам командующий флотом, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов (всего 16 адмиралов и генералов), другие пассажиры (среди них — супруга Спиридонова Валентина и жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина). Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели во Владивосток 52 человека. Вроде бы немного. Однако в ходе Великой Отечественной советский флот потерял всего четырех адмиралов. А тут сгорели и разбились сразу шестнадцать!

Впрочем, нашлись и счастливчики — те, кто чудом не попал на рейс-катастрофу. Например, не попал на тот трагический рейс начальник штаба ТОФ вице-адмирал Рудольф Голосов, которому Спиридонов разрешил навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии — им посчастливилось попасть на более ранний рейс.

Оторвавшись от земли, самолет внезапно резко накренился вправо и упал, мгновенно взорвавшись. 30 тонн горящего керосина из баков хлынули в салон, лишая шанса на спасение даже чудом оставшихся в живых пассажиров.

Причины катастрофы были выяснены достаточно быстро. Разумеется, поначалу никто не скидывал со счетов теракт. Однако причины катастрофы оказались более, так сказать, прозаическими. Погода была практически нелетной, но на дежурного по аэродрому "наехало" сразу столько "больших людей" в погонах, сколько он и за всю жизнь не видел…

Не терпелось подняться в воздух и летчикам — экипаж отсидел без семьи в готовности номер один в летной общаге всю неделю сборов. Ну и еще немаловажный фактор: впереди были большие советские праздники: 23 февраля и 8 марта, нужно было скорее доставить по домам подарки! А подарки из Ленинграда были шикарные. И, что самое неприятное, тяжелыми: и дефицитная провизия, и столичный ширпотреб для жен и детей. Сколько все это весило, командир экипажа даже не знал: осматривать тяжеленный багаж не допустили адмиралы! Добавьте сюда около тонны всяких секретных схем и планшетов, которые адмиралы с учений везли с собой…

В результате перед взлетом Ту-104А командующего Тихоокеанским флотом оказался перегруженным. Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами — ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки. Самолет разбился, никто не выжил…

Комиссия, работавшая больше года, решила тогда, что в гибели самолета и его пассажиров виновата совокупность всех факторов: неправильная центровка, человеческий фактор, внезапное усиление ветра. Ну, и сработал так называемый эффект "большого начальства". Кстати, рассказывают, что после катастрофы вся полоса была засыпана апельсинами: много их везли из почти столичного тогда Ленинграда в Приморье погибшие офицеры…

Как знать, возможно, и на казахском спецсамолете сработал эффект "больших погон". Впрочем, ответ на этот вопрос даст только следствие, которое сейчас вовсю работает. Пока остается только выразить сочувствие семьям погибших.

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе