Новые факты в версии гибели линкора "Новороссийск"

Гибель "Новороссийска": все-таки итальянцы?

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте у черноморского побережья в результате подводного взрыва затонул флагман советского флота линкор "Новороссийск". Версия о том, что трагедия — дело рук итальянских подводных диверсантов, неожиданно получила вполне правдоподобное подтверждение. Возможно, что это было их частным актом мести.

29 октября 1955 в половине второго ночи на линкоре "Новороссийск", пришвартованного в бухте Севастополя, раздался взрыв силой примерно 1200 кг тротила. Корабль получил чудовищных размеров пробоину с правого борта — около 160 квадратных метров брони ниже ватерлинии. Через два часа после взрыва корабль перевернулся, а через 18 часов полностью потонул.

Жертвами трагедии стали 608 моряков, большинство из которых находились во внутренних отсеках корабля. Катастрофа считается крупнейшей в ВМФ за послевоенный период. Бывший боец 10-й флотилии МАС (Xa Flottiglia MAS), бывший сотрудник итальянской военной разведки (SIM), немецкой военной разведки (SD) и эксперт-шифровальщик Уго Д'Эспозито заявил в интервью порталу 4arts.it, что "Новороссийск" был подорван итальянским морским спецназом.

10-я флотилия МАС — это первое в истории подводное диверсионное подразделение, которое в ходе второй мировой войны приобрела славу самого боеспособного подразделения итальянских вооруженных сил. Флотилия была оснащена подводными лодками, катерами и использовала для подрыва минирование и управляемые водолазом торпеды (верхом на торпеде).

Д'Эспозито, отвечая на вопрос корреспондента, разделяет ли он мнение, что бывший итальянский линкор "Джулио Чезаре" был потоплен итальянскими спецназовцами в годовщину так называемого Марша на Рим Бенито Муссолини, ответил: " Некоторые из флотилии МАС не хотели, чтобы этот корабль был передан русским, они хотели его уничтожить. Они сделали все возможное, чтобы потопить его".

Согласно мирному договору 1947 года Италия в качестве контрибуции передала СССР ряд военных кораблей, в том числе линкор "Джулио Чезаре". В 1948 году он вошел в состав черноморского флота под именем "Новороссийск". Версия о том, что линкор взорвали итальянцы, рассматривалась советской правительственной комиссией.

Был сделан вывод, что боевые пловцы были не в состоянии незаметно доставить на Севастопольский рейд столько взрывчатки, чтобы пробить 20-сантиметровую броню линкора. Для этого понадобился бы, по меньшей мере, катер, который, пишет комиссия, не смог бы скрытно проникнуть в советские территориальные воды, а тем более в акваторию мощной и отменно защищенной военно-морской базы.

Причиной катастрофы официально был назван "внешний подводный взрыв (неконтактный, донный) заряда с тротиловым эквивалентом 1000-1200 кг". Наиболее вероятным признали взрыв немецкой магнитной мины, оставшейся на грунте после Великой Отечественной войны. Однако, эти выводы публиковались в годы холодной войны, и могут не соответствовать реальности.

Читайте также: Две смерти "Орла" под разными флагами

Есть свидетельства о том, что за неделю до катастрофы, когда линкор стоял в Донузлаве, на северо-западе Крымского полуострова, летчики разведывательной авиации доложили, что на небольшой глубине около корабля просматривается субмарина. Кроме того, согласно выводам той же комиссии, в ночь на 29 октября Севастопольский рейд никем не охранялся: сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали.

В пользу "итальянского следа" свидетельствуют так же следующие факты. Командующий подразделением князь Валерио Боргезе, после войны создавший ультраправую организацию "Черный порядок", заявил сразу после передачи судна СССР: "Ни один итальянский корабль не будет служить под флагом большевиков". Кроме совпадения по дате с началом похода к власти Муссолини, есть еще одно совпадение. В тот день в 1918 году бойцы Розетти и Паолучи, оседлав торпеду, ознаменовали первую боевую операцию флотилии.

Технически части итальянского морского спецназа были способны осуществить подобную диверсию. Они имели на вооружении сверхмалые подводные лодки новейшей конструкции, которые без труда доставлялись в район диверсии военными или торговыми судами.

Кроме того итальянцы хорошо знали бухту Севастополя, так как 10-ая флотилия в 1942 году участвовала в рейдах в его водах для сопровождения немецких подводных лодок и помогала в организации блокады Севастополя с моря. У флотилии был опыт подобных диверсий. 18 декабря 1941 года итальянцы на мини субмаринах проникли в гавань Александрии и с помощью магнитных мин взорвали английские линкоры "Вэлиэнт" и "Куин Элизабет".

И, наконец, вскоре после гибели "Новороссийска" несколько итальянских морских спецназовцев были награждены правительственными наградами без всяких видимых причин. До признания Д'Эспозито, адмирал Джино Биринделли и другие ветераны подразделения категорически отрицали "итальянскую версию", однако это вполне объяснимо, Сноудены и Меннинги не только преследуются государством за разглашение военной тайны, но презираются среди сослуживцев.

С этой точки зрения, интересно отметить, что Д'Эспозито тоже отвечает на вопрос весьма уклончиво. Российские источники имеют и другие свидетельства бойцов 10-ой флотилии. Так, капитан дальнего плавания Михаил Ландер приводит слова некоего офицера — Николо, якобы одного из исполнителей взрыва советского линкора. Согласно Николо, в диверсии участвовало восемь боевых пловцов, которые прибыли с мини субмариной на борту грузового парохода. Оттуда "Пиколло" (название лодки) прошла в район бухты Омега, где диверсанты устроили подводную базу — выгрузили дыхательные баллоны, взрывчатку, гидробуксиры и др. Затем в течение ночи они заминировали "Новороссийск" и взорвали его, писала в 2008 году газета "Совершенно секретно".

Очень многие военные аналитики говорят о том, что Италия в то время не была способна, да и не заинтересована осуществить подобную акцию на государственном уровне, но слова Д'Эспозито говорят о том, что это могло быть личной инициативой "государства" в государстве, каким себя считает подразделение.

"Мы последние романтики, выжившие свидетели вычеркнутого из истории периода, потому что история помнит только победителей! Никто никогда не заставлял нас: мы были и остаемся добровольцами. Мы "беспартийные", но не "аполитичные", и мы никогда не поддержим и не отдадим наш голос тем, кто презирает наши идеалы, оскорбляет нашу честь, забывает наши жертвы. 10-ая флотилия MAS никогда не была ​​ни королевской, ни республиканской, ни фашисткой, ни бадольянской (Пьетро Бадольо -участник смещения Б. Муссолини в мюле 1943 года). Но всегда только и чисто итальянской!" — провозглашает сегодня сайт Ассоциации бойцов и ветеранов 10-й флотилии.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить