Загадки столкновения локомотива с автобусом

Продолжается расследование самого громкого ДТП со Дня провозглашения независимости Украины — страшной аварии в Марганце, когда в результате столкновения локомотива с пассажирским автобусом "Эталон" погибло 45 человек. Хозяин "автобуса смерти" сбежал в Москву — его "показания" могут угрожать чиновникам. Сейчас МВД отрабатывает несколько версий.

По словам начальника пресс-службы МВД Дмитрия Андреева, рассматриваются даже совсем уж фантастические версии — например, принадлежность водителя автобуса к сектам.

На это следствие натолкнули показания выживших в аварии людей и случайных очевидцев. Как они рассказывают, водитель автобуса 56-летний Николай Гречко вел себя довольно странно — остановившись у переезда, он вышел из автобуса, какое-то время стоял на улице, а после снова сел за руль и заехал на железнодорожное полотно. В это время расстояние от автобуса до локомотива было не более 20 метров и не увидеть его было невозможно. Шокированные тем, что происходит, пассажиры стали кричать на водителя, требуя, чтобы тот немедленно уезжал, но мужчина не двигался с места.

В пресс-службе "Укрзалізниці" сообщили, что машинисты локомотива увидели остановившийся автобус за 500 метров. Поезд подал гудок, но несмотря на предупредительный сигнал автобус начал движение в направлении колеи. Машинист стал тормозить, но было уже поздно. Экстренное торможение начали за 175 метров от переезда при необходимых 600 метрах.

Также читайте: Страшная авария на Украине: 40 погибших

— Сам автобус был в порядке, — заявил начальник государственной автомобильной инспекции Валерий Лозовой. — Экспертиза установила его удовлетворительное техническое состояние.

Следствие сразу же начало искать и владельца автобуса "Эталон", принадлежащего частному предпринимателю. Однако до сих пор так и не удалось выйти на его след. По некоторым данным, мужчина уже несколько дней скрывается в Москве.

Комиссия, занимающаяся расследованием, выяснила, водитель "Эталона" не проходил медкомиссию шесть лет. На частном предприятии, где он работал, не было даже оригинала справки. Удалось найти лишь ее ксерокопию, датированную 2004 годом.

Также, по предусмотренным законодательством нормам, водители, выходящие на маршруты пассажирских перевозок, обязаны ежедневно проходить медосмотр — сюда входит измерение давления, тест на алкоголь. Крупные автоперевозчики содержат штатных медиков, небольшие частные предприятия пользуются услугами посредников.

Фото: AP

— Все эти "обязательства" — формальность, не более, — рассказал на правах анонимности автоперевозчик из Луганска. — Если водитель проходит ежедневный медосмотр — это, скорее, исключение из правил. Все справки покупаются, предприятия, заключающие договора с перевозчиками, часто этими же перевозчиками и ставятся в рамки — хотите, чтобы я у вас обслуживался и платил деньги, дайте справки с печатью о пройденном медосмотре на год или два вперед.

— Разумеется, мало кто откажется от этого, — говорит наш собеседник. — Если откажу я, найдется другой. Так почему я должен терять источник дохода?

Прецеденты, когда водители, не прошедшие медосмотр, становились причиной ДТП, на Украине встречаются часто. Лишь в Луганске за последние три года было несколько таких случаев. В 2008 году маршрутка с пассажирами перевернулась, врезавшись в столб, из-за приступа эпилепсии водителя, а полгода спустя водитель еще одной маршрутки в час пик въехал в дерево — он умер за рулем от инфаркта. В это время в "Газели" находилось около 15 человек. Еще один водитель скончался от сердечного приступа, собираясь выехать на маршрут. Все эти случаи удалось замять.

В криминальную схему "непрохождения" медосмотра входят врач, обязанный делать оный, зачастую сотрудник ГАИ и представитель транспортной инспекции. Каждый из них получает хороший откат "за работу" от автоперевозчика.

Слова луганского бизнесмена подтверждает и проверка в Днепропетровской области.

Эксперты проверили более 200 автопредприятий, и везде была одна и та же картина: как медосмотр водителей, так и техосмотр автобусов превратились в формальность.

Кстати, поскольку пассажирские автоперевозки на Украине — дело весьма прибыльное, контролируют их, в основном, через подставных лиц властьимущие, как крупные чиновники, так и работники прокуратуры и местных милицейских главков. Возможно, если бы хозяин предприятия, на котором работал водитель-смертник, дал показания, наружу всплыла бы правда, лишившая многих чиновников не только "насиженных мест", но и, возможно, даже свободы. Поэтому в исчезновении перевозчика могут быть заинтересованы "серьезные" люди.

Почему так много погибших? Это вопрос из той же серии. По своим характеристикам, автобус "Эталон" рассчитан на вместимость пассажиров от 23 до 28 человек. Однако при ДТП лишь погибших — 45 человек. Автобус был переполнен — это происходит в абсолютно всех случаях, связнных с частными перевозками.

— Водитель должен отдать фиксированную сумму хозяину, — говорит луганский предприниматель-перевозчик. — Все остальное время он работает на себя. Конечно, он заинтересован возить людей "под завязку". В среднем, в зависимости от маршрута, он может наработатьсебе в день до 1000 гривен (около 2500 рублей. — "Правда.Ру").

Фото: AP

По словам днепропетровских чиновников, к концу года вся система пассажирских перевозок области подвергнется кардинальным изменениям. Планируется проложить новые маршруты, которые будут обходить нерегулируемые железнодорожные переезды, а в маршрутках будут работать кондукторы, чтобы водители не отвлекались. Однако эти "идеи", скорее всего, останутся лишь на бумаге и превратятся в такую же формальность, как и медосмотры водителей.

Пример — взрыв в луганской городской больнице №7. Причина взрыва — нарушение эксплуатации баллонов с кислородом, предназначенных для реанимационного отделения. Тогда на месте взрыва, в результате которого погибло 16 человек, также работала правительственная комиссия, сделавшая выводы: баллоны применять нельзя. Формальная "зачистка украинских больниц от смертельной опасности" — баллонов — закончилась уже пару месяцев спустя. Сейчас практически все больницы, в том числе и луганские, вернулись к прежней схеме: в реанимациях и операционных продолжают находиться баллоны с медкислородом. Скорее всего, эта судьба ожидает и пассажирские перевозки. После первой волны страха и проверок все вернется на круги своя.

И это уже не просто "человеческий фактор", это новая классификация безответственности и безнаказанности — "фактор чиновничий".

Все самое интересное читайте в рубрике "Происшествия"

Автор Анна Орлова
Анна Орлова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить