За "Невский экспресс" ответят

Этого сообщения ждали давно, очень многие следили за ходом следствия чутко и внимательно. Однако до поры до времени следствие не спешило раскрывать тайны… И вот вчера официальный представитель Следственного комитета сообщил, что обвинение во взрыве "Невского экспресса" в ноябре 2009 года предъявлено десяти фигурантам этого дела. Наконец-то…

Владимир Маркин, ставший за последние годы, пожалуй, самым востребованным у журналистов источником криминальной информации, рассказал прессе следующее: "Установлена причастность к подрыву членов бандитских группировок, действовавших на территории Ингушетии. Предъявлены обвинения в окончательной редакции Зелимхану Аушеву и девяти братьям Картоевым. С учетом роли каждого им предъявлены обвинения по различным статьям Уголовного кодекса.

В том числе в участии в незаконном вооруженном формировании, бандитизме, терроризме, убийствах, покушении на убийства, а также в незаконном ношении и хранении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и изготовлении взрывных устройств. Кроме того, установлена причастность к подрыву еще семи лиц, в том числе Александра Тихомирова, известного под кличкой Саид Бурятский. В ходе спецоперации 2-5 марта 2010 года в селе Экажево они оказали вооруженное сопротивление и были уничтожены. В связи с их смертью уголовное преследование в отношении них прекращено".

Читайте также: Кому было выгодно взорвать питерский поезд?

Обвиняемые начнут знакомиться с материалами уголовного дела уже в феврале. Когда именно состоится суд, пока не определено… "Правда.Ру" не раз писала о трагедии "Невского экспресса". Напомним, что в результате крушения взорванного поезда погибли 28 человек, более 90 были ранены, потерпевшими по этому уголовному делу признаны еще более 230 человек, ущерб Российским железным дорогам составил почти 150 миллионов рублей.

Сразу после взрыва на сайте чеченских сепаратистов было опубликовано письмо неназванных кавказских боевиков, которые заявляют о своей ответственности за взрыв поезда "Невский экспресс". В послании за подписью некоего "Штаба вооруженных сил Имарата Кавказ" сообщалось, что экспресс был подорван "специальной диверсионной группой".

Фото: AP

"Мы заявляем, что данная операция была подготовлена и проведена в рамках запланированных еще в начале этого года и успешно проведенных диверсий во исполнение приказа амира Докки Абу Усмана (Доку Умарова)", — говорилось в письме. — Теракт совершен в том числе потому, что "Невским экспрессом" "главным образом пользуются руководящие чиновники". Позже это признание боевиков станет одним из "маяков" следствия — сразу была выдвинута "кавказская" версия. Которая, собственно, и привела к успехам следствия. Кстати, за пару лет до этого прокуратура России уже объявляла Умарова организатором первого взрыва на пути "Невского экспресса", случившегося в 2007 году. За тот подрыв поезда были арестованы двое жителей Ингушетии. Кстати, на месте трагедии были найдены компоненты взрывных устройств, идентичные тем, что применялись при подрыве поезда "Невский экспресс" как раз в 2007 году.

Хотя с момента трагедии произошло уже более года, те страшные картины катастрофы у многих еще стоят перед глазами. Скорый поезд N 166 "Москва - Санкт-Петербург" потерпел крушение на границе Новгородской и Тверской областей, рядом с маленькой платформой Званка.

Следствие выяснило, что почти все пассажиры "Невского экспресса", получившие в результате теракта 27 ноября несовместимые с жизнью травмы, волею судеб ехали в последнем вагоне поезда (состав ехал как бы задом наперед, точнее, нумерация шла с хвоста, поэтому вагон и числился под номер 1).

Понятно, что последний вагон располагался дальше всех остальных от эпицентра взрыва, происшедшего почти прямо под локомотивом. Теоретически его пассажиры имели самые высокие шансы на выживание. Но сразу после взрыва машинист, как того требует инструкция, применил экстренное торможение. И хвост состава, шедшего со скоростью 190 километров в час, начал как бы складываться в смертельную гармошку. Первые девять вагонов, по данным экспертов, практически вообще не пострадали, устояв на полотне. Вагоны номер 2, 3 и 4 (то есть хвост поезда) завалились набок, прислонившись к откосу на платформе Званка.

Железнодорожное полотно уходит в прорытую в холме выемку с высокими откосами. И последний вагон номер 1, оторвавшись от состава, поднялся над рельсами, снес три бетонные опоры электропередачи и, будучи в полете, ударился в тот же откос своей торцевой частью-тамбуром. Этот удар и привел к массовым жертвам среди пассажиров… Сейчас многие гадают: а что было бы, если бы машинист не применил экстренное торможение? Могли бы последствия взрыва быть поменьше? Однако ряд экспертов отмечают, что если бы машинист "Невского экспресса" не поступил в точном соответствии с инструкцией, то последствия катастрофы могли бы быть еще более жуткими. Если бы с рельсов сошел весь состав, жертв могло бы быть еще больше…

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе