Трагедия над Сольцами

В минувшее воскресенье Новгородская область простилась с погибшими в ночь на 9 июля летчиками солецкого авиаполка дальней авиации ВВС России. Командира экипажа разбившегося стратегического бомбардировщика Ту-22М3, летчика первого класса майора Олега Тяпкина похоронили на кладбище в деревеньке Долгово неподалеку от населенного пункта Осия Новгородского района.

Останки других погибших летчиков переправили на самолетах на их "малую родину": 40-летнего штурмана первого класса майора Николая Толстова — в город Шадринск Курганской области, останки 22-летнего штурмана-оператора капи-тана Александра Иванова — в Курган, а 27-летнего помощника командира корабля капитана Ильи Ласкова — в Тверь.

Вспышка

Трагедия разыгралась за 20 минут до полуночи. Стратегический бомбардировщик ТУ-22М3 возвращался из тренировочного полета, до родного солецкого аэродрома оставалось около 14 километров. Уже были выпущены шасси и включены фары, когда с самолетом началось твориться неладное: "борт" начал крениться, раздался хлопок — его услышали жители деревеньки Хвойная (не путать с райцентром Новгородской области), стоящей на границе Солецкого и Шимского района.

- Я какой-то треск услышала, — рассказывает жительница деревни Надежда Бахарева, — Как будто машина в кювет съехала.

Трагическая развязка наступила через несколько секунд — пролетев над соседними с Хвойной Велебицами и Скирино, самолет упал в лесополосу неподалеку от шоссе Шимск-Сольцы. До аэродрома оставалось около 10 километров.

Запретная зона

- У меня весь дом заходил ходуном, затряслись стекла, — вспоминает жительница Скирино Галина Николаевна, — Выглянула в окошко — батюшки, пламя до небес! Правда, оно быстро погасло, и вместо него в воздух поднялся столб дыма.

Спустя 10 минут к месту катастрофы мчались пожарные машины (одна от авиаполка, две от местной пожарной части). Правда, особой работы пожарным не нашлось — керосина в баках на подлете к аэродрому оставалось "на дне" (при-мерно 3 тонны), боезапаса на "борту" не было. В итоге, потушив 20 квадратных метров горящей земли и обшивки, по-жарные вернулись восвояси.
К тому времени подразделения военных и милиции уже оцепили зону падения самолета и перекрыли проезд к Сольцам, направляя весь транспорт в обход через Велебицы.

К утру место трагедии (около 1 квадратного километра — примерно в этом радиусе и разлетелись обломки разбившегося самолета) было плотно оцеплено сотрудниками УВД — разрыв в цепи между милиционерами не превышал 10-15 мет-ров. Для усиления кордонов на дорогах из областного центра даже были вызваны "парадные" гиббдшные "десятки", использовавшиеся ранее лишь для сопровождения высоких гостей.

Внутри зоны уже вовсю трудились сотрудники новгородской и питерской военных прокуратур, судмедэксперты, командование авиаполка и крупные военные чины из Москвы. Тщательно исследуя местность, они "метили" наиболее значимые находки брезентовыми плащ-палатками. Но несмотря на беспрецедентные меры охраны, местные жители, из числа наиболее любопытных, все же ухитрились пробраться к месту катастрофы. Правда, сделали они это еще глубокой ночью, пока оцепление не было таким плотным.

- Ужас что там было! — рассказывает Михаил Пупсин, житель Велебец, — Двое летчиков в креслах сидели, ремнями пристегнутые, а третьего так размозжило, что и я сразу и не понял, что это человек. Четвертого я не видел — его далеко отнесло. Говорят, потом нашли. Примечательно, что по предварительным результатам расследования, пилоты не привели свои кресла в состояние катапультации.

Свою жизнь за жизнь других?

Как сообщила пресс-служба ВВС, приказ катапультироваться пилоты получили сразу, после того как сообщили что самолет начало кренить и разворачивать. Но этот приказ они не выполнили. Почему? Жители Велебиц уверены — летчики уводили стремительно падающий самолет от их деревни.

- Иначе и быть не может, — убежденно говорит Людмила Ахиреева, — Они же местность знали, и осознавали, что сейчас под ними. Поэтому и пытались увести самолет от нас, а для катапультирования у них просто не осталось времени.

Косвенно эту версию подтвердил и прибывший на место трагедии командующий дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенант Игорь Хворов, отметивший, что летчики "тянули машину до последнего". Так это или не так, сказать сложно — расшифровка най-денных самописцев дело не одного дня. В любом случае, мы никогда не узнаем о чем думали летчики в последние четыре секунды перед падением, секунды, которых им как раз хва-тило бы, чтобы спасти свои жизни, приведя в действие катапульты.

Люди или техника?

Пока следствие отрабатывает две основные версии происшедшего — человеческий фактор и неисправность техники. В принципе, у обоих предположений есть основания на "местном" уровне. Солецкие летчики уже не раз жаловались на сокращение полетных часов (хотя государственные телекана-лы сразу же поспешили уверить зрителей в обратном) и на стремительное ветшание техники. Руководство Минобороны к этим жалобам оставалось глухо.

С другой стороны, погибший экипаж считался одним из лучших. Скажем, погибший командир корабля 46-летний майор Олег Тяпкин возглавлял службу безопасности полетов солецкого аэродрома, в профессионализме остальных членов эки-пажа сомнений тоже ни у кого не возникало. Значит — техника? Разумеется, утверждать это, пока не расшифрованы данные (если, конечно, все результаты будут обнародованы, а не скрыты в секретных докладах, как это было с "Курском"), нельзя. Тем не менее до выяснения причин трагедии ВВС распорядилось прекратить полеты на ТУ-22М3, прежде считавшихся крайне надежными машинами. Кроме того, на своей пресс-конференции в понедельник министр обороны Сергей Иванов заявил, что причиной катастрофы, возможно, стала именно техническая неисправность. Затем Интрефакс со ссылкой на собственные источники сообщил о поломке ге-нератора, обесточившего самолет. Так это или нет, покажет время.

Добавим, что в приватных разговорах представители военной прокуратура обещали через месяц обнародовать самые первые съемки, сделанные следователями на месте катастрофы сразу же после прибытия. Вероятно, к этому времени расследование будет вчерне завершено.

... В военном городке траур продлиться дольше, нежели в области. Погибших пилотов тут все знали, как говорится, не только в лицо. Не прошло и года с тех пор, как гарнизон отмечал свадьбу Ильи Ласкова, а 26-летнего штурмана-оператора Александра Иванова недавно поздравляли с новорожденным. Еще до окончания расследования администрация области решила выплатить семьям погибших по 50 тысяч рублей, районные власти нашли в своем скудном бюджете 40 тысяч. Впрочем, что значат эти деньги для людей, чьи отцы, мужья и сыновья пополнили черный список экипажей постоянно бьющихся, взрывающихся и тонущих воздушных и морских кораблей нашего Министерства обороны.

Для справки. Первый пробный полет стратегического бомбардировщика ТУ-22М3 состоялся в конце 1977 года. Через год самолет был запущен в серийное производство в 1978 году. Он предназначен для поражения наземных и мор-ских целей в любое время суток и при любых погодных условиях ракетами класса "земля-воздух", авиабомбами и авиаминами. Нормальная посадочная масса — 78 тонн, высота машины — чуть более 11 метров. Самолет способен развить скорость до 2300 км/ч. Катапультные кресла КТ-1 способны спасти экипаж вне зависимости от высоты, на какой нахо-дится самолет (от нулевой до "потолка"). Сейчас на балансе Минобороны РФ состоит чуть более 230 таких бомбардировщиков.

Дмитрий Злаеров
НовгородИнформ.Ру

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Правительство смилостивилось над безработными "недопенсионерами"
Франция стала чемпионом мира по футболу
Елена Исинбаева не примет участия в Олимпиаде-2016
Стало известно, почему Киев не перевооружается новыми танками "Оплот"
Стало известно, почему Киев не перевооружается новыми танками "Оплот"
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Украине предрекают голодные годы
Украине предрекают голодные годы
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
В Китае найдена угроза для всего живого на Земле
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Франция стала чемпионом мира по футболу
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Сражаются за интересы России: Игорь Стрелков о добровольцах из ЧВК "Вагнер"