Происшествия » Человеческий фактор

О том, как рыбаки атаковали подлодку

Если вспомнить историю, то сентябрь для Военно-морского флота России не такой трагический месяц, как август, но все же достаточно трудный. На него почему-то приходятся самые, так сказать, нелепые аварии. Так, в сентябре 2011 года атомная подлодка "Святой Георгий Победоносец" столкнулась с сейнером, команда которого была безнадежно пьяна.

Точнее, это рыбацкий сейнер врезался в лодку, преспокойно стоявшую на рейде Авачинской бухты Тихого океана и имевшую все полагающиеся стояночные огни. Надо сказать, что не заметить лодку огромных размеров со всеми стояночными огнями было просто невозможно. Военные моряки, узрев судно, стали запускать в воздух осветительные ракеты и пиропатроны, но все было бесполезно: сейнер на полном ходу шел на АПЛ. Тьфу ты черт, камикадзе, что ли?

Жертв и пострадавших, к счастью, не было. Вся вина за инцидент легла на капитана гражданского судна, который при маневрировании в бухте не обратил внимания на бортовые огни на подводной лодке, да, собственно, вообще ни на что не обратил. Вот что рассказывает на форуме "Российский подводный флот" один из очевидцев той нелепой аварии. Как только сейнер столкнулся с кормовой частью лодки, командир корабля приказал срочно организовать аварийную партию для высадки на терпящее бедствие судно (так показалось военным сначала — иначе какого же лешего суденышко идет на огромный корабль, если там все хорошо). Однако моряки, высадившиеся на борт сейнера, нашли на борту только вдрызг пьяных команду и капитана. Сейнер же отдаленно напоминал пиратскую шаланду.

В конце концов удалось выяснить, что рыболовное судно в момент столкновения якобы совершало маневр по расхождению на встречных курсах с каким-то траулером "Кормщик". Не исключено, что данный траулер был лишь миражом наподобие "летучего голландца". Также странно, что мореходы увидели далеко идущий траулер, но почему-то не увидели у себя под носом целую подводную лодку, которая еще и подавала им сигналы. В общем, вопросов много, но ответы на них есть. Как только аварийная партия с подлодки спустилась на сейнер, очухавшийся капитан суденышка тут же полез за бутылкой в корабельный сейф: мол, ребята, давайте по традиционной "соточке" за содружество гражданского и военного флотов. Виновным в аварии был признан, конечно, капитан сейнера. Во всяком случае, так это ЧП описывается на ведущих военно-морских форумах, не верить которым нет основания.

К слову, при аварии пострадал больше сейнер, чем подлодка. Кормовая часть боевого корабля, как и весь его легкий корпус, покрыты толстым слоем противоакустической резины. Так что таран сейнера был атомоходу как слону дробина.

И еще один случай, который довольно активно и с ехидством вспоминают на Севером флоте. Редкий случай, когда серьезное навигационное происшествие предотвратила не мощная корабельная аппаратура, а человеческая интуиция. Не ссылаюсь ни на какие форумы и блоги, поскольку сам, будучи еще старшим лейтенантом, являлся живым свидетелем событий. Докладываю, как запомнил. Начало сентября 1985 года. АПЛ "Андромеда" шла в надводном положении, в очередной раз испытывая системы и механизмы. Вспомогательное судно для измерения физических полей (СФП), обеспечивавшее очередной этап ходовых испытаний лодки, потерялось в тумане, похожем на молоко. Ни акустики не могут засечь, ни радисты связаться, ни вахтенный офицер (вахцер) ощутить всеми органами чувств. Видимость жуткая — метров 40-50, а то и меньше. Те, кто на мостике, напрягали слух: СФП должно вроде бы подавать противотуманные сигналы. Ни ничего не слышно. А погружаться без установления четкого контакта с СФП не положено, так и "висит" лодка в надводном положении.

Командир, капитан I ранга Николай Валильщиков, известный буйным нравом, зверствует: напрягает и акустиков, и радистов, и вахцеров. Где СФП? Потеряли, балбесы, что теперь начальству в базу докладывать? Еще нюанс: накануне командир вдрызг переругался по радио с гражданской командой СФП. Ну не понимают гражданские подводницких команд — рулят куда попало, меряют не то, докладывают не так. Да и юмор военно-морской их не вдохновляет — подумаешь, на командирское выражение "зелень подкильная" обиделись. Теперь разыскивай обиженных в этом молоке.

Лодка на малых ходах бороздит полигон Белого моря, периодически издавая тифоном противотуманный рев. Командир спускается с мостика вниз, в центральный пост. И тут вахцер докладывает сверху, с мостика: "Тащ кап-пера… Тут это… Борщем пахнет!" Вахцер популярно объясняет: к запахам моря и тумана вдруг начал подмешиваться запах какого-то земного варева, напоминающего наваристый флотский борщ. Взбешенный командир пулей выскакивает на мостик — ишь, шутничок… И вдруг в его гневно раздутые ноздри действительно попадает запах самого настоящего борща с дымком, как от костра. Ветерок дует в нос лодки — значит, источник запаха прямо по курсу. В берег, что ли, сейчас врежемся?! Командир дико орет вниз: "Обе турбины стоп!" В ответ из туманного молока явственно доносится лязг, словно ложкой о дно миски скребут: "Обе реверс!".

Лодка потихоньку останавливается, боцман Саша Слюсарь на мостике отчаянно трубит тифоном, улюлюкает сиреной и попутно визжит в мегафон диким голосом что-то вроде: "Сгинь, нечистая!". И тут сквозь туман прорисовывается корма потерянного СФП. На корме — полевая кухня (почему-то на судне модно было готовить пищу в обычном сухопутном котле). Немая сцена: на мостике лодки, раскрыв рты, вылупив глаза и подняв руки вверх, застыли подводники; на корме СФП в таком же состоянии замерли бывалые гражданские морячки. У одного из них "зависла" у самого рта ложка с варевом. Все, сейчас нос лодки "поцелует" "задницу" СФП. Суденышку от такой "ласки" мало не покажется. Разнесет к чертовой бабушке!

Лодка останавливается метрах в пяти от кормы СФП. Первым приходит в себя командир "Андромеды".Гулким командирским голосом кап-раз Валильщиков мрачно изрекает: "Ну что, зелень, наливай своего борща-то. Зажали?" Моряки СФП в восхищении: вот это подводники, вот это класс управления кораблем! В вахтенный журнал АПЛ маневр записали как "Отработка по плаванию в сложных условиях". Кстати, борщ был тогда на СФП знатный…

Читайте также:

"Ленинский комсомол" сгубила пивная пробка

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

В самое ближайшее время для развития успеха в Дейр эз-Зоре, сирийской армии остро необходимо в ближайшее время переправиться на левый берег Ефрата. В этом им помогает авиация ВКС России.

Уникальные видеокадры уничтожения "флота" ИГИЛ* на Евфрате
Комментарии
"Яблоко" предлагает России смириться
"Яблоко" предлагает России смириться
Турция посоветовала Евросоюзу быть поскромнее с Россией
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Китайский вечный двигатель "убьет" нефть и газ
Погибнут миллионы: пророки и ураганы раздули панику в США
Европа охнула: в одну лишь Польшу рванул работать миллион украинцев
Европа охнула: в одну лишь Польшу рванул работать миллион украинцев
Турция посоветовала Евросоюзу быть поскромнее с Россией
Европа признает Каталонию, Россия - ЛДНР
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Европа охнула: в одну лишь Польшу рванул работать миллион украинцев
Вандалы атаковали парк "Зарядье" на третий день работы
"Запад-2017": страшные сказки народов НАТО
Европа охнула: в одну лишь Польшу рванул работать миллион украинцев
Перепись вассалов: почему Россия отвергла план Трампа
Перепись вассалов: почему Россия отвергла план Трампа
ЭКСПЕРТ – о том, можно ли в России допустить легализацию наркотиков
Новый владелец НК "Бердяуш" раскрыл хищение в компании РЖД
"Запад-2017": страшные сказки народов НАТО
Перепись вассалов: почему Россия отвергла план Трампа