Автор Правда.Ру

Авария на К-19: «Тогда мало знали не только подводники. Мало знали и академики…»

Писатель Александр Покровский о трагедии "К-19":

Меня попросили рассказать о "К-19" то, что я знаю. Скучно не будет.

"К-19" относится к первому поколению атомных пл. В 1961 году они только вступили в строй. По техническим условиям автономность (нахождение вне базы, при выполнении боевых задач) 30 суток. Реально они ходили на 10-15 из-за плохих парогенераторов — они все время текли — и крышки реактора, с ней тоже не все было слава Богу. У нас, на втором поколении, уже стояли другие реакторы и другие парогенераторы — под них подобрали углеродистую сталь с таким содержанием углерода, что все эти течи, наконец, остались в прошлом.

На первых поколениях, через непрерывные аварии, реакторы обкатались. Потом и первое поколение сможет ходить на 30, 40, 45 суток, но это будет потом. А тогда про радиацию знали мало не только подводники, мало знали академики. Например, академика Александрова, приехавшего на "К-19" после аварии, когда она стояла на бочках на выходе из Мотовского залива, невозможно было одеть в защитный костюм и снабдить его дозиметром. "Бросьте эту херню!" -- сказал он ребятам-химикам, несущим при "К-19" дозиметрическую вахту, а там были места, где самое малое было 50 рентген в час, а лодка была загажена радиоизотопами по самое не хочу: на ключах командира, вытащенных двумя пальцами из каюты было столько радиоактивной грязи, что не хватало шкалы прибора.

Насчет радиации и воздействия ее на организм человека академик Александров тогда не очень стеснялся в выражениях, что же говорить о подводниках — радиация же не видна и воздействие ее может проявиться не сразу. Например, в ту насосную выгородку, о которой ниже пойдет речь, в море бегали втихаря покурить — она необитаемая и в ней поддерживается вакуум (на первом поколении не было курилки).

В выгодке СУЗ (стержни управления и защиты), о которой тут тоже скажется несколько слов, можно было застать спящего офицера, специалиста КИП (контрольно-измерительные приборы), потому что в каютах, где подряд идет восемь коек, расположенных в два яруса, душно, а тут свежий воздух. В реакторном отсеке действительно всегда был свежий воздух из-за того, что он ионизируется радиоактивным излучением, и потом этот спящий офицер получал повреждение, например, глазного дна, и слеп, но все это потом. Нас учили, что к радиации может быть два отношения: или страх, или полное пренебрежение.

Про "К-19" рассказывали разное. Эта авария все время разбиралась по косточкам. Описание ее в те времена несколько отличается от того, что изложил в своей записке командир Затеев. При всем моем уважении к памяти этого человека, надо сказать, что командиры в те годы (и не только в те, но и позже) не очень здорово разбирались в реакторном оборудовании. Например, команду из центрального: "На каких у нас нейтронах сейчас реактор?" - "На медленных" - "Срочно перейти на быстрые!" -- и это для увеличения скорости — в 1961 году можно было услышать. И это отнюдь не анекдот. В те времена много чего эксплуатировали, но не знали. Через аварии и жертвы шли к пониманию. В том числе, и через аварию на "К-19".

Вот как про нее рассказывали. На "К-19" были следующие отсеки: 1-й — торпедный, 2-й — аккумуляторная батарея, 3-й — центральный пост, 4-й — ракетный (3 баллистические ракеты), 5-й — дизельный, 6-й — реакторный (два реактора), 7-й — турбинный, 8-й — элетротехнический, 9-й — вспомогательного оборудования (две холодильные машины, провизионка, камбуз), 10-й -- жилой, торпедный.

Авария произошла в реакторном отсеке на 16 сутки плавания. Прошел доклад командиру о том, что давление в реакторе упало до нуля. Все дело было в течи 1-го контура по импульсной трубке в насосной выгородке реакторного отсека. В реакторном отсеке все оборудование было расположено так: с носа в корму шли — выгородка СУЗ, 1-я аппаратная выгодка (реактор), 2-я аппаратная выгодка(второй реактор), еще одна выгородка СУЗ, лаз вниз в насосную. Импульсная трубка шла к манометру в насосной, показывающему давление в первом контуре. Она лопнула. Через микротрещину первый контур стал уходить. Давление в реакторе упало с почти 200 до 150 атмосфер (ати). Оно не упало до нуля, просто не доходило до показывающего прибора. Началась беготня. Ажиотаж. Совещание. Свалка. Мандраж. Время на секунды.

В этой обстановке никто не подумал о том, что насосы работают, что температура в контуре (более 250 градусов) существенно не меняется и что есть еще один прибор, показывающий расход воды по первому контуру и по нему можно судить о том, что давление в контуре (150 ати) все еще есть. Тогда было решено собрать нештатную систему аварийной проливки. Решено было подать воду через систему охлаждения подшипников электродвигателя, управляющего движением компенсирующей решетки. В полной уверенности, что в первом контуре нет давления и воды, они резанули по этой трубке сваркой. А там было все еще 150 ати. Произошел взрыв. Первый контур вырвался на свободу. Вода мгновенно превратилась в пар, давление его возросло и, поскольку, реакторный отсек в тот момент вентиллировался в атмосферу через систему вентиляции, то взрывной волной, прошедшей по трубе, вырвало кусок рубки. Все, находящие на тот момент в реакторной выгодке, были обварены паром. Кроме того, что они получили свою дозу радиации, они еще и обварились.

Вот, как рассказывали эту аварию на бесконечных разборах. Надо отдать должное академику Александрову — он спас командование корабля и подводников от уголовного преследования. Крыс на них набежало на берегу много — политработники здорово на этот счет суетились, основная задача: выявить виновных и наказать — и только он сказал: "Людей не трогать". За это ему, наверное, воздалось уже на небесах. Сварили они нештатную систему аварийной проливки или не сварили — про это говорили всякое.

Говорили, что не сварили и весь уран вытек из расплавившихся твеллов и собрался на дне реактора, которое выдержало и не провалилось в воду. Я склоняюсь к этой версии, потому что можете себе представить: воды в реакторе нет, температура взлетела, твеллы плавятся и в этот момент собрали систему аварийной проливки и дали воду — мог произойти взрыв с подрывом крышки реактора.

Наверное, сейчас — сварили нештатную систему или нет — уже не важно. Важно то, что флот через человеческие жизни совершенствовал свои ядерные реакторы. И не только реакторы. Подводная лодка очень сложный механизм и как он на самом деле работает — это, подчас, выяснялось только через гибель людей. А на "К-19" на этом несчастья не закончились. Реактор на ней вырезали, заменили, лодку отремонтировали и она снова вышла в море.

Потом она столкнется с натовской лодкой (без жертв) и еще на ней будет большой пожар — выгорит два отсека (8-й и 9-й), сгорят 28 человек. Причиной пожара признают течь гидравлики с гидропривода захлопки фильтра по угарному газу (ФМТ-200Г). Она скопилась на поддоне под фильтром, а фильтр нагревается, вот и возник пожар, пока его тушили, он превратился в большой пожар — на лодке всегда есть чему гореть.

Лодка всплыла и ее оттащили в базу. Уже в базе обнаружили, что в 10-м отсеке есть живые люди, которые многие дни и ночи, в полной темноте (горела только лампочка переговорного устройства) ждали своего освобождения. Кажется, их было более 10 человек. Это все, что мне известно о многострадальной лодке Северного флота, под номером "К-19"...

Материал предоставлен Российским судостроительным порталом.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
C 2019 года за беременность будут платить 300 000 рублей
C 2019 года за беременность будут платить 300 000 рублей
Питер и Москва станут резервациями работающих пенсионеров?
Экс-генсек НАТО признал, что недооценивал Путина до Крыма
Отдаст ли Путин японцам российские Курилы
Правительство хочет ввести налог на колбасу
Отдаст ли Путин японцам российские Курилы
На Украине хотят остановить строительство второй нитки "Турецкого потока"
Итоги опроса россиян о возможной отдаче Курил
Страну ждут новые 90-е и шоковая терапия 2.0?
Минобороны показало боевое применение Су-57 в Сирии
Дмитрий Савельев высказался в пользу стабильных отношений России с Азербайджаном
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Украина подводит грустные итоги пятилетия Майдана
Итоги опроса россиян о возможной отдаче Курил
Итоги опроса россиян о возможной отдаче Курил
Правительство хочет ввести налог на колбасу
Правительство хочет ввести налог на колбасу