Год назад ярославский "Локомотив" погиб в авиакатастрофе

Скорбная хроника трагедий на взлете

7 сентября 2011 года в момент взлета разбился самолет Як-42Д с ярославской хоккейной командой "Локомотив" на борту, направлявшейся из родного города в Минск на первый матч очередного сезона Континентальной хоккейной лиги. Погибли шесть членов экипажа самолета и 36 членов команды. Было и еще несколько катастроф, мистическим образом напоминающих эту.

Уцелевший при крушении хоккеист Александр Галимов скончался на шестой день от ожогов, несовместимых с жизнью. Чудом выжил только бортинженер Александр Сизов.

СМИ пишут, что окончательные итоги расследования крушения самолета могут быть опубликованы уже на этой неделе, через год после трагедии. По предварительным данным, причиной аварии могут быть названы ошибочные действия при взлете командира экипажа Андрея Соломенцева. По сути, самолет пытался взлететь при полностью "взведенном" ручном, точнее, "ножном" стояночном тормозе.

Читайте также: Надежда российского авиастроения разбилась

Как было установлено расследованием, на разгоне командир непроизвольно притормозил самолет, поставив ступни на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать тяжелую машину от земли, и вовсе уперся в них ногами что было силы. Получилось, что самолет одновременно получил противоречивые команды — взлетать или врезаться в землю. Такое бывает у многих пилотов, которые когда-то переучивались с ЯК-40 на ЯК-42Д — там иное устройство педалей…

Одно лишь созданное кем-то из пилотов легкое притормаживание не привело бы к трагедии, однако на этот раз экипаж, как говорят специалисты, допустил целую серию роковых ошибок. Причиной катастрофы самолета Як-42Д под Ярославлем, в котором погибли хоккеисты "Локомотива", мог стать включенный стояночный тормоз.

В рамках дела о крушении самолета Як- предъявлены довольно серьезные обвинения. Следствие предполагает, что один из бывших руководителей авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев сфальсифицировал документы, позволившие управлять самолетом неквалифицированному экипажу, и не проводил обучение пилотов.

"Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что экипаж был допущен Тимофеевым незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации авиатранспорта, и на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов", — цитируют СМИ официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина. Следствие предполагает, что один из бывших руководителей авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев сфальсифицировал документы, позволившие управлять самолетом неквалифицированному экипажу, и не проводил обучение пилотов.

Пилотов подвела банальнейшая "ошибка блондинки": они забыли отключить стояночный тормоз. Это устройство — аналог ручного тормоза в автомобиле — используется только во время стоянки. "Ручник" позволяет самолету проехать по рулежной дорожке на ВПП, но набрать взлетную скорость становится проблематично…

Несколько недель назад мне довелось познакомиться с женщиной, которая лично очень хорошо знала и всех играющих членов ярославского "Локомотива", и весь обслуживающий персонал, и руководство команды. Много лет Ирина (назовем ее так) занималась ведением дел, бумагами, переговорами, бухгалтерией, документами клуба.

Знали бы вы, с какой слезой в голосе она вспоминала членов "Локомотива"… Катастрофа стала настоящей трагедией не только для российского хоккея, но и для всего Ярославля.

В связи с горем ярославского "Локомотива" есть повод вспомнить еще одну трагедию. 9 марта 2000 года в 8 часов 41 минуту в московском аэропорту Шереметьево-1 при взлете потерпел катастрофу пассажирский самолет Як-40, на борту которого находился и погиб замечательный журналист, публицист и исследователь Артем Генрихович Боровик.

Читайте также: Разбившийся ИЛ-103 чуть не упал на дачи

Обратите внимание на схожесть обстоятельств. И тогда, и сейчас, мы имеем дело с самолетами ЯК, которые практически других аварий почти и не имели — надежная была машина. И обратите внимание на почти фотографическое совпадение обстоятельств аварий. Катастрофы произошли сразу после взлета!

Тогда многие редакции выдали свое экзотическое мнение: катастрофа с Артемом Боровиком была подстроена из-за его, мягко говоря, не только журналистской деятельности. А в последние дни в интернет-прессе появилась и такая мысль: мол, ярославская трагедия вполне могла быть связана с Ярославским политическим форумом, в котором принимали участие высшие лица нескольких государств… К слову, в вышеуказанном направлении следствие не развивалось вообще.

Очень похожа аварии двух ЯК-40 и одна из самых крупных (и, между прочим, самых секретных) авиакатастроф времен СССР. О ней страна вообще ничего не знала до перестройки.

История знает много крупных авиационных катастроф. Но среди них нет равной по значимости той, которая произошла на военном аэродроме в городе Пушкине под Санкт-Петербургом 7 февраля 1981 года. Самолет Ту-104А погиб на взлете. В результате той катастрофы огромный Тихоокеанский флот СССР остался вообще без руководства.

Самолет Ту-104А командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Спиридонова возвращался с ежегодного оперативно-мобилизационного сбора (штабных учений), в котором принимало участие руководство всех флотов Советского Союза.

На борту транспортного самолета находились сам командующий флотом адмирал Эмиль Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов (всего 16 адмиралов и генералов), другие пассажиры (среди них — супруга Спиридонова Валентина и жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина). Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели во Владивосток 52 человека. Немного. Однако в ходе Великой Отечественной советский флот потерял всего четырех адмиралов. А тут сгорели и разбились сразу 16!

Впрочем, нашлись и счастливчики — те, кто чудом не попал на рейс-катастрофу. Например, утром 7 февраля первыми из Пушкина вылетели североморцы и с ними начальник штаба ТОФ Рудольф Голосов, которому Спиридонов разрешил навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии — им посчастливилось попасть на более ранний рейс Аэрофлота.

Около 16-ти часов самолет авиации ТОФ Ту-104А вырулил на взлетную полосу и начал набирать высоту. Оторвавшись от земли, машина внезапно резко накренилась вправо и упала, мгновенно взорвавшись. 30 тонн горящего керосина из баков хлынули в салон, лишая шанса на спасение чудом выживших при падении.

Причины катастрофы были выяснены достаточно быстро. Разумеется, никто не скидывал со счетов теракт, однако все оказалось более чем прозаическим последствием "права сильного.

В тот день шел снег, мела небольшая пурга, но полеты не отменили. Переждать непогоду было не с руки всем — и вип-начальству, и экипажу, отсидевшему без семьи в готовности номер один в летной общаге всю неделю сборов. Потому что впереди были большие советские праздники: 23 февраля и 8 марта, к которым нужно было скорее доставить по домам подарки!

Все офицеры и адмиралы ТОФ за неделю сборов в северной столице отоварились дефицитом, которым в СССР было все: одежда, обувь, мебель, бытовая техника. Кормовой отсек самолета вместе с креслами полностью занимали ящики с провизией, тяжеленные коробки с бытовой техникой (в моду входили первые отечественные цветные телевизоры и видеомагнитофоны) и даже югославские и чешские мебельные гарнитуры-стенки. Кроме того, флот вез с учений сотни килограммов планшетов, карт, схем — все это совсекретно и опечатано в огромных металлических сейфах и пеналах весом под тонну!

Читайте также: Хроника авиакатастроф мирового спорта

В итоге перед взлетом Ту-104А командующего ТОФ оказался перегруженным. Но командующий флотом приказал взлетать! Куда смотрел командир экипажа — понятно без слов: кто же на флоте перечит начальству?

Положение усугубилось и тем, что "экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета". Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами — ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки.

Вот и все… Семьям погибших выдали по тысяче рублей (тогдашних!) на взрослого человека и по 500 — на детей. Сейчас сумма компенсации побольше, но погибших деньгами не вернешь…

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить