Нештатная ситуация на ледоколе "Таймыр"

Станет ли ледокол "Фукусимой"?

На атомном ледоколе "Таймыр", который находится в Енисейском заливе, возникла нештатная ситуация: система радиационного контроля зафиксировала незначительное повышение активности воздуха в системе вентиляции помещения реакторной установки. Вроде бы ерунда, мелочь, но после аварии на атомной станции "Фукусима-1" все "атомное" воспринимается с опаской.

"Росатомфлот" уже распространил сообщение, что опасности для людей и окружающей среды эта нештатная ситуация не представляет. Специалисты считают, что вероятной причиной повышения активности воздуха стала небольшая неплотность системы первого контура. Напомним, что так называемый первый контур — это вода, циркулирующая в самом реакторе.

Так вот, представитель "Росатомфлота" рассказал журналистам, что технологические параметры первого контура, то есть давление и температура, уровень в компенсаторах давления, находятся в эксплуатационных пределах, уровень активности не превышает контрольных значений.

Выход активности в окружающую среду, за пределы защитной оболочки, не зафиксирован. В случае ухудшения ситуации реакторная установка будет заглушена и начнется процесс ее расхолаживания, энергообеспечение ледокола будут осуществлять резервные дизельные установки. По международной шкале оценки ядерных событий эта ситуация оценивается "нулевым" уровнем, или "вне шкалы" (не существенно для безопасности персонала и окружающей среды).

Однако вот в чем дело: еще утром 31 марта ситуационно-кризисный центр "Росатома" сообщил о примерно такой же нештатной ситуации на этом самом атомном ледоколе "Таймыр". На ледоколе пришлось экстренно снизить мощность реакторов. Радиационных последствий не было. Повторение "нештатки" вызывает двойное опасение, согласитесь.

Читайте также: За что японцы травят беженцев с Фукусимы

В общем, остается только ждать комментариев от владельцев ледокола. Так или иначе, три года назад Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору достаточно строго проверяла выполнение требований обеспечения ядерной и радиационной безопасности на ледоколе "Таймыр", принадлежащем государственной корпорации "Росатом". Замечаний никаких обнаружено не было. Кстати, реакторы КЛТ-40, один из которых установлен на "Таймыре", считаются одними из самых безопасных в мире.

Фото: AP

Серийные реакторы типа КЛТ-40 используются на атомных ледоколах и подводных лодках, эта энергетическая установка изготавливается серийно и отличается большой надежностью — суммарный опыт эксплуатации установок подобного типа составляет более 6500 реакторо-лет (суммарный срок эксплуатации всех установок подобного типа). Это наиболее проработанный для коммерческого использования реактор. Перегрузка ядерного топлива осуществляется в этих реакторах раз в три года.

В общем, в эти часы в соответствии с планом использования флота атомный "Таймыр" возвращается в порт приписки Мурманск. В случае ухудшения ситуации реакторная установка будет заглушена и начнется процесс ее расхолаживания. В этом случае движение и энергообеспечение ледокола будут обеспечены от дизельных установок, предусмотренных для этих целей. Ориентировочное время движения до порта приписки — пять суток.

Вообще, "Таймыр" и однотипный с ним атомный ледокол "Вайгач" — весьма специфические суда российского ледокольного флота. Они были построены в 1989-1990 одах в Финляндии специально для мелких вод и могут использоваться в устье рек. Они сопровождают корабли с металлом из Норильска и суда с лесом и рудой от Игарки до Диксона. Эти атомные ледоколы также могут быть использованы в качестве пожарных судов. Их длина — 151 метр, ширина — 29 метров. По сути, это первые атомные ледоколы с малой осадкой.

Ледокол "Вайгач", кстати, громко "прозвучал" совсем недавно. Он уже вернулся в порт приписки Мурманск после активной работы в Балтийском море. Ледокол за время работы в Финском заливе с 26 февраля по 10 апреля освободил изо льда 250 судов.

С точки зрения обеспечения радиационно-ядерной безопасности замечаний во время работы на Балтике не возникало. После событий в Японии была проведена внеплановая проверка всех систем безопасности атомохода, которая не выявила никаких отклонений.

Кстати, из-за запрета на заход в порты Финского залива атомных судов, весь бытовой мусор "Вайгач" привез в порт приписки — с борта атомохода в Мурманске сняли почти 35 кубометров отходов.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить