Авиакатастрофа в Конго

Авиакатастрофы: жизнь не гарантирует никто

Самолет миссии ООН в понедельник потерпел крушение в аэропорту столицы Конго. Погибли все 29 пассажиров и 4 члена экипажа. Среди погибших граждане Грузии, России и Казахстана. Через 2 года обнаружены останки людей и самолета, погибшего в водах Атлантики. Причины обеих аварий пока не ясны.  

Самолет миссии ООН, летевший с северо-востока страны, из Кисангани, разбился в Киншасе около 17:00 (мск) по местному времени, развалившись на части прямо на взлетно-посадочной полосе. Кабина самолета откатилась аж на 800 метров от фюзеляжа. Во время катастрофы шел проливной дождь, что помогло предотвратить взрыв от возникшего на борту пожара. Хотя вероятно, сильный тропический ливень и ветер стали причинами крушения самолета.

Разбившийся самолет Bombardier CRJ-100 принадлежал частной грузинской авиакомпании Аirzena — Georgian Airways в Демократической Республике Конго. Четверо пилотов — сотрудники авиакомпании и граждане Грузии. РИА Новости приводит слова представителя авиакомпании Аirzena Нино Гиоргобиани, которая считает причиной катастрофы только погодные условия, так как летательный аппарат был в технически исправном состоянии. Это первый случай катастрофы с самолетом, принадлежащим миссии ООН. Всего парк машин Организации Объединенных Наций в Конго насчитывает до дюжины самолетов, предназначенных для выполнения различных заданий.  

Читайте также: Пьяным в самолете — небо по колено 

Согласно данным международного сообщества, Демократическая Республика Конго находится на одном из последних мест в мире по уровню безопасности полетов. Многочисленные случаи аварий самолетов обусловлены ветхим авиационным парком, большинство устаревших машин которого в течение многих лет не подвергались техническому осмотру. Во время полетов самолеты нередко перегружены. Государство не предпринимает необходимых мер по обеспечению безопасности полетов.

Предыдущая авиакатастрофа зафиксирована в Конго в феврале 2011 года. Тогда разбился двухмоторный самолет чешского производства Let-410, зафрахтованный Всемирной продовольственной программой ООН.

Фото: AP

Несмотря на существование признанного убийцы номер один в мире — автомобильный транспорт, катастрофы с самолетами приковывают к себе пристальное внимание. Если пересчитать число жертв в дорожных катастрофах на километры, получится, что на железной дороге девять смертных случаев на десять миллиардов пассажиро-километров. В авиации три смертных случая на десять миллиардов пассажиро-километров. Однако стоит заменить километры на часы, получим, что на железно-дорожном транспорте гибнет семь человек на сто миллионов пассажиро-часов против 24 смертей на сто миллионов пассажиро-часов в самолетах. Итак, опасность не пережить следующий час пути в самолете в три раза выше, чем в поезде.

После почти двухлетних поисковых работ у берегов Бразилии наконец обнаружены обломки пассажирского самолета авиакомпании Air France, разбившегося над Атлантическим океаном в июне 2009 года. По предварительным данным, причиной авиакатастрофы могли стать неполадки в приемниках воздушного давления, которые измеряют скорость. Если эта система, называемая Рitot, неисправна, пилоты могут либо разогнать лайнер до скорости, на которую лайнер не рассчитан, и тогда он развалится, либо резко снизить скорость и тогда самолет рухнет.

Кроме фрагментов фюзеляжа на глубине около четырех тысяч метров были найдены и тела погибших. В результате падения аэробуса A330, следовавшего рейсом Париж — Рио-де-Жанейро, погибли граждане 32 государств, в том числе 72 француза и 59 бразильцев. Из 228 погибших из воды в течение месяца извлекли 50 тел.

Англичане говорят: отсутствие новостей — хорошая новость. И она у нас есть. По данным немецкого журнала "Фокус", 60 крупнейших международных авиакомпаний в 2009 году отлетали без каких-либо серьезных происшествий, не говоря уже о катастрофах со смертельным исходом. Однако речь идет о европейских перевозчиках. По-прежнему самым безопасным воздушным пространством в мире могут похвастаться США. Наибольшее количество жертв происходит в развивающихся странах. В африканских, арабских и азиатских государствах, где пассажиры вынуждены пользоваться услугами небольших местных авиакомпаний. Безопасность полетов в таких государствах не соответствует западным стандартам.

Конечно, жизнь непредсказуема. Недаром говорят, знал бы, где упасть, — соломки б подстелил. Аналогом такой "соломки" может быть критерий оценки авиакомпании в соответствии с международными стандартами безопасности при выполнении полетов. Международный авиационный стандарт эксплуатационной безопасности IOSA под эгидой Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Operational Safety Audit). Для членов этой программы, куда входит Россия и страны СНГ, проблемы безопасности являются обязательным. Тем не менее на международных авиалиниях обретаются не только крупные международные авиакомпании, но множество относительно недорогих и чартерных авиакомпаний, не имеющих сертификата безопасности IOSA. Это не означает, что летать самолетами подобных фирм всегда небезопасно. Однако не мешало бы пассажирам взять за правило самим внимательно изучить отчеты о несчастных случаях, что поможет избежать встречи с недобросовестным авиаперевозчиком, а может быть, и со своей смертью.  

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Темы пожар