Промышленный шпионаж хлебобулочного масштаба

Жительница Свердловской области попала под суд за попытку промышленного шпионажа. Бывшая сотрудница хлебозавода решила похитить с предприятия… рецепты производства хлеба и булок.

Замечено, что сотрудники предприятий и офисов охотно уносят разные мелкие "сувениры" с места службы. Чаще всего предметами собирательства становятся дыроколы и прочие канцелярские принадлежности. Если кто-либо из сотрудников увольняется — так и знай: дырокол придется купить новый. Объем подобных убытков в России не посчитан. Но чтобы получить хотя бы примерное представление, можно привести данные по США, где Департамент Торговли оценивает ущерб от нечестной деятельности работников предприятий в пятьдесят миллиардов долларов ежегодно.

Но что делать человеку, если он трудится не в офисе, а, скажем, на хлебозаводе? Красть булки? Слишком пошло. Унести с собой на память чан для замеса теста? Сочтут за диверсию, да и тащить неудобно.

Жительница города Богданович Свердловской области Наталья О. нашла оригинальный выход. И решила похитить с бывшего места работы… секретные данные о рецептурах ассортимента, а также стоимости их производства. Правда, реализации преступного замысла помешали работники предприятия — теперь заветные секреты богдановичских пекарей навсегда останутся достоянием завода.

Обвинению удалось доказать, что у уволенной Натальи О. созрел коварный план — завладеть информацией о популярных хлебобулочных изделиях. Возможно, добавляет прокуратура Свердловской области, женщина хотела открыть собственное дело и сэкономить на покупке и разработке документации. Она проникла на предприятие, усыпив бдительность своих бывших сослуживцев, получила доступ к рецептурам и скопировала их на переносной носитель. Каким образом разоблачили незадачливую похитительницу — является ноу-хау Богдановичского хлебозавода. Важно, что повод для обвинения был самый что ни на есть основательный. Ведь ранее эта женщина дала подписку о неразглашении коммерческой тайны предприятия на пять лет, которые еще не истекли к моменту ее финального "визита".

Городской суд Богдановича вынес приговор по уголовному делу о незаконном доступе к компьютерной информации (ст.272 ч.1 УК РФ) и собирании сведений, составляющих коммерческую тайну (ст.183. ч.1). Обвиняемая признана виновной по обеим статьям. Следующие десять лет коварный мастер промышленного шпионажа, тридцатишестилетняя Наталья проведет… на свободе, если конечно не влипнет в какую-нибудь новую авантюрную историю: решением суда ей назначено наказание в виде штрафа в тринадцать тысяч рублей.

Фото: AP

Почему упомянуты именно десять лет? Потому что такой срок лишения свободы можно получить за разглашение коммерческой тайны. Данный случай, конечно, не является показательным, поскольку все, что похитила Наталья О., достаточно легко обрести вполне законным путем. К примеру, в ходе внимательного чтения книги "О вкусной и здоровой пище" или обучения в кулинарном техникуме.

Можно, конечно, при желании разглядеть за скупыми словами сообщения Свердловской областной прокуратуры образ матерой промышленной шпионки. Можно даже, хохмы ради, выдвинуть версию, что женщина хотела открыть собственное дело для прикрытия, что похищение рецептов являлось частью масштабной операции иностранной разведки, мстящей за попытки вывезти из США приборы ночного видения…

Читайте также: Взломавший Twitter хакер пойман во Франции

Если же говорить абсолютно серьезно о ситуации с покушениями на закрытую информацию в целом, то хищение данных с предприятий действительно представляют собой реальную проблему.

Ежегодно собственностью третьих лиц становятся конфиденциальные базы данных, коммерческие тайны и контакты, которые не должны разглашаться. В торговых организациях лакомым куском могут стать (и зачастую становятся) списки поставщиков и клиентов, а также контракты на будущие поставки. Что касается предприятиий, деятельность которых основана на использовании информационных технологий, то здесь ценность представляют программы, алгоритмы, исходные данные.

На просторах бывшего СССР годами длятся тяжбы о хищении информационных продуктов — тянутся без успеха и внятной перспективы окончания. В результате подобных преступлений информационные сервисы легко клонируются, перекрашиваются, вводят чуть лучшие условия для клиентов — и получается готовый бизнес без интеллектуальных и материальных затрат со стороны воров. Такие случаи являются куда более сложными — поскольку доказать идентичность одного кода другому вообще говоря (с математической точки зрения) крайне сложно.

В международном масштабе средняя стоимость подобной утечки закрытой информации наносит крупному предприятию ущерб в 3,8 миллионов долларов в год.

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия".

Автор Павел Нурминский
Павел Нурминский — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить