Отчего заплакали оленеводы Рыбачьего?

Прокуратура Мурманской области наказывает оленеводов, заявивших о незаконной деятельности нефтяников. Заседание суда состоится 19 апреля. Прокуратура подала исковое заявление в областной арбитражный суд с требованием признать недействительным договор аренды земли между оленеводческим хозяйством “Рангифер” и администрацией Печенгского района области. Ранее именно это хозяйство заявило о незаконной деятельности нефтяников на принадлежащей оленеводам земле полуострова Рыбачий.

В конце 2003 года нефтяники — из общества с ограниченной ответственностью “Мурманскнефтегаз”, готовя участок для расположения буровой вышки — уничтожили почти 5 гектаров почвенного покрова, покрытого ягелем. Этот факт осложняется тем, что нефтяники действовали незаконно, не имея ни подготовленных проектов работ, ни заключения государственной экологической экспертизы.

Полуостров Рыбачий
Полуостров Рыбачий — самая северная российская оконечность Европейского материка. Рыбачий состоит из двух полуостровов — Среднего и собственно Рыбачьего, — соединенных между собой и большой землей узкими перешейками. В конце XIX именно в район Рыбачьего и его незамерзающих заливов предлагал перенести столицу Российского государства эксцентричный мыслитель-космист Николай Федоров, учитель не менее эксцентричного Циолковского.

После революции западная часть полуостровов Рыбачьего и Среднего отошла Финляндии и была присоединена к СССР в результате советско-финской войны в 1940 году. Следы присутствия углеводородов, характерные для газовых и нефтяных месторождений, были обнаружены в этом районе ещё несколько десятилетий назад. В 70-х годах Министерство геологии СССР рекомендовало начать там бурение, однако на полуострове не было проведено даже достаточных по объему геофизических исследований.

В 1994 году областная администрация зарегистрировала при поддержке нескольких нефтяных фирм компанию “Севершельф”, которая провела на Рыбачьем сейсмические съемки. Они дали обнадеживающие нефтяников результаты. По-видимому, нефтяное поле тянется с полуострова в море — до нефтяного месторождения Рыбачинское. Как отмечают эксперты, в принципе, при соблюдении всех норм, бурение и добыча нефти на суше на порядок безопаснее, чем бурение в море. При этом Рыбачий и Средний являются территорией традиционного природопользования — выпаса оленей.

В 2000 году оленеводы из государственного предприятия “Рассвет” даже вносили в областную администрацию предложение о создании на полуостровах “особо охраняемой природной территории”. Однако ликвидация всероссийского Комитета экологии отодвинула решение этого вопроса на неопределенный срок.

Появление “Мурманскнефтегаза”
В 2002 году один из совладельцев Мурманского морского пароходства Николай Куликов, бывший ген.директор “Лукойл-Арктик-Танкер”, основал новую компанию – “Мурманскнефтегаз”, получившую год спустя лицензии на работу на полуострове. Компания была даже зарегистрирована и расположилась в здании, принадлежащем пароходству.

Оформив только лицензию (серия МУР номер 11451 НП) в марте 2003 года для начала деятельности, и организации работ по профилю осенью этого же года “Мурманскнефтегаз” начал поисковые работы на полуострове Средний, фактически на перешейке между Средним и Рыбачьим. На полуостров стало завозиться оборудование — буровая вышка в разобранном виде, тракторы и другая техника. При этом проект проведения работ и необходимые документы, определенные условиями действия лицензии на проведение геологоразведочных буровых работ не был разработан. Администрация Печенгского района Мурманской области не была поставлена в известность о сроках начала работ, что не позволило предотвратить гибель части тундры и конфликтную ситуацию в связи с этим. Не были учтены и мнения местных оленеводов.

И всё это — несмотря на то, что в условия действия лицензии был внесен, например, такой пункт: “3.1.4. Начать полевые геофизические работы и строительство скважины только после разработки… проектов соответствующих видов работ. Организовать и провести процедуру оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (ОВОС). Включить материалы ОВОС в состав объекта государственной экологической экспертизы.”

“По-видимому, руководители общества с ограниченной ответственностью даже не заглянули в документ,” — комментирует глава экологической организации “Беллона-Мурманск” Сергей Жаворонкин.

Как выяснилось, земля, на которой “Мурманскнефтегаз” начинал разворачивать бурную деятельность, с 1991 года находится в аренде у оленеводческого хозяйства “Рангифер”, в настоящее время имеющего более 500 оленей. Узнав об экспансии нефтяников, оленеводы обратились в областной земельный комитет.

“Оленеводы и не могли поступить иначе — поскольку за безобразия на арендуемой ими территории отвечают в первую очередь они, арендаторы”, — говорит Сергей Жаворонкин.

В декабре 2003 года земельный комитет Мурманской области установил, что нефтяники захватили земельный участок незаконно и привлек “Мурманскнефтегаз” к штрафу с обязательством устранить обнаруженные недостатки в трехмесячный срок. Кроме того, как установили инспекторы областного управления природных ресурсов, в результате деятельности “Мурманскнефтегаза” на полуострове было уничтожено около 4 га почвенного покрова с ягелем, являющегося основной пищей северных оленей.

Инспекторы составили протокол административного правонарушения, оштрафовав нефтяников на сорок тысяч рублей. Представители “Мурманскнефтегаза” признали, что разравнивали бульдозером площадку для размещения буровой вышки, однако, утверждали, что земельный участок был ранее загрязнен “третьими лицами”. Управление природных ресурсов выдало предписание приостановить подготовительные работы и предоставить все необходимые документы.

Генеральный директор “Мурманскнефтегаза” Александр Свистунов в интервью корреспонденту “Беллона-Веб” назвал произошедшее “рабочей ситуацией”. “Я не хотел бы вдаваться в подробности — но для таких проектов нужна масса согласований, и ряда согласований мы сначала не получили, ряда документов не хватало. Но, заметьте, экологические интересы ещё не были затронуты”, — сказал он, видимо, имея в виду сравнительно небольшой ущерб, который нанесли окружающей среде вовремя остановленные нефтяники.

Кроме того, Александр Свистунов сказал, что ему непонятно, откуда “Беллона” могла узнать о ситуации на Рыбачьем — по его мнению, претензии Управления природных ресурсов к “Мурманскнефтегазу” являются “конфиденциальной информацией”. К настоящему времени, после жалобы оленеводов “Мурманскнефтегаз” подготовил необходимые документы. “ОВОС сделан, есть экологическая оценка проекта. Всё сделано в соответствии с законом, — сказал Александр Свистунов. — Не понимаю, зачем вам нужно писать об этом. Ситуация устранена”.

Административный ресурс используется для мести
“Мы стали свидетелями непорядочности нефтяной компании. И это пока нет нефти, что же будет потом, когда нефть появится? — говорит Сергей Жаворонкин. — Всё это тем более печально, что теперь чиновники травят оленеводов, заявивших о нарушении закона.”

На заседании арбитражного суда Мурманской области, намеченном на 19 апреля, областная прокуратура намерена доказать недействительность договора аренды земли между оленеводческим хозяйством “Рангифер” и администрацией Печенгского района. Протест прокуратуры был вынесен на основании обращения в прокуратуру главного федерального инспектора по Мурманской области Владимира Лосева.

С точки зрения прокуратуры, занимаемые оленеводами земли являются федеральной собственностью, а стало быть, договоры на аренду земли между оленеводами и местными властями недействительны. Кроме того, по мнению прокуратуры, арендная плата за пользование этими землями значительно занижена. Так за использование 90 тысяч гектаров земли на полуострове Рыбачий установлена плата в 475 рублей в год, а за 110 тысяч гектаров на полуострове Средний — в 580 рублей.

“Договор аренды земли был заключен в 1991 году. Он продлевался несколько раз, текущий договор действителен до 2008 года”, — сказал корреспонденту “Беллона-Веб” представитель оленеводческого хозяйства “Рангифер” Сергей Волкотруб. “В любой стране традиционное природопользование имеет государственные льготы. И это нормально. Абсурдно то, что чиновники травят тех, кто им же помогает, — говорит Сергей Жаворонкин. — Нефтяники нарушили закон. Это установлено. Я хочу обратиться к чиновникам: ну развалите вы оленеводческое хозяйство, и завладеет землей “Мурманскнефтегаз” — начавшее свою деятельность с нарушения законов — и вы думаете, что Свистунов начнет эти законы соблюдать? Вам не стыдно?”

Хочется надеятся, что губернатор области, который курирует нефтяные проекты, даст свою оценку этим на первый взгляд малозаметным фактам — нарушению “Мурманскнефтегазом” законов Российской Федерации на территории области и последующей травле жалобщиков-арендаторов. Ведь не секрет, что все большие беды начинаются с малозаметных на первый взгляд нарушений. В этом все мы убеждались не раз.

Рашид Алимов, “Беллона”

Обсудить