Комфорт в СИЗО

СИЗО гарантирует комфорт и уют

Похоже, тюремные начальники вместо реального решения проблем своей могучей отрасли решили основательно пропиариться. Именно такой мыслью веет от сообщения о грядущем открытии в знаменитом следственном изоляторе "Бутырка" настоящего солярия. Начальство решило также ввести камеры для некурящих.

Новость, которую сообщил журналистам начальник управления организации деятельности тюрем и следственных изоляторов Федеральной службы исполнения наказаний Валерий Бояринев, видимо, должна, дико обрадовать заключенных: в российских СИЗО планируют создать камеры для курящих и некурящих.

А начальник знаменитой московской "Бутырки" Сергей Телятников гордо сообщил, что в его спецучреждении у только что поступивших заключенных уже спрашивают, в какой камере они хотели бы сидеть: в курящей или в некурящей.

То есть формирование камерного "контингента" уже проходит по "табачному" принципу. Начальник "Бутырки" сообщил также, что уже в конце мая в его СИЗО будет открыт… настоящий платный солярий. Стоимость загара для зэков будет даже меньше, чем для модниц на свободе: всего 10 рублей за минуту. Во как!

Еще в СИЗО подозреваемые или подследственные (а именно такие категории людей содержатся в СИЗО) могут заказать себе платный комплексный обед за 240 рублей. Можно за 150 рублей в час попроситься позаниматься в спортивном тренажерном зале, посетить душ. Так и видится блаженная картина: вволю назагоравшийся и плотно пообедавший сиделец полезно и счастливо проводит время в "качалке"…

Читайте также: Сестра наркоманки: "Мечтаем о тюрьме"

На самом деле, в российских СИЗО сидеть — настоящая пытка. При норме в семь квадратных метров на человека в той же "Бутырке" на каждого сидельца приходится по три-четыре. Из-за дикой скученности в камерах трудно остаться здоровым — сам воздух, кажется, пропитан болезнями. По официальной статистике, каждый десятый заключенный СИЗО болен серьезными хроническими заболеваниями.

Своим знанием тюремной жизни поделился с "Правдой.Ру" кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Васильевич Шмидт:

"Мне не раз приходилось бывать по делам службы и в "Бутырке", и в других российских СИЗО. Бывал и в камерах, и в помещениях для свиданий… Ничего там хорошего нет. Стандартная камера — это помещение пять на десять метров, в котором содержится в среднем 25-30 человек, а то и больше. Стоит отметить, что, по официальным данным, ежегодно только через московские СИЗО проходит около 30 тысяч человек.

Фото: AP

Насчет того, что в наших изоляторах собираются открыть камеры для курящих-некурящих — верится в это с трудом. Как и в солярий. Могу понять, что в этом самом солярии, если он действительно откроется, будут загорать не заключенные, а персонал. Кстати, в этом году "Бутырке" исполняется 240 лет, это самый старый следственный изолятор России. Возможно, что заявление тюремного начальства — всего лишь некий "рекламный трюк" к этой дате. Надо же что-то хорошее о себе рассказывать…"

Можно ли бороться с беспределом в СИЗО? Можно и нужно! Не так давно Европейский суд по правам человека признал жалобы двух жительниц Ростова-на-Дону на пыточные (по другому и не скажешь!) условия содержания в местном следственном изоляторе обоснованными и обязал Россию выплатить им солидную компенсацию.

Подробности таковы. Светлана Казмина почти пять лет содержалась в следственном изоляторе №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области. По заявлению женщины, переданном в Страсбургский суд, в рассчитанных максимум на восемь человек камерах (площадью 32 квадратных метра) содержались до 70 арестованных, которым приходилось спать по очереди. Расположение двухъярусных нар не оставляло людям свободного пространства. Окна в помещениях не пропускали дневной свет и свежий воздух, в то же время в камерах круглосуточно горело искусственное освещение, что лишало арестованных сна.

"Система вентиляции большую часть времени не работала, отопление было недостаточным, в "клетках" было очень холодно и сыро, помещения кишели насекомыми, — указала Светлана Казмина в жалобе в Европейский суд по правам человека. — Воздух был наполнен запахом табака, грязного белья и туалета. Однако никаких мер для исправления ситуации администрация следственного изолятора не предпринимала".

По словам Казминой, ей ни разу не предоставили в пользование предметы личной гигиены и туалетные принадлежности, душ она могла принимать лишь раз в неделю. Казмина подчеркнула, что за время пребывания в следственном изоляторе состояние ее здоровья значительно ухудшилось — позднее врачи обнаружили у нее заболевания (хронический бронхит, дистония и т.д.), которых у нее не было до попадания в СИЗО №1. В подтверждение своих слов женщина представила в Страсбург показания трех бывших сокамерников.

Кроме того, Казмина пожаловалась в Европейский суд на ужасные условия транспортировки из следственного изолятора Ростова-на-Дону в суд и содержания ее в помещении суда, коих она испытала на себе 175 раз (например, в специальной машине она делила отсек с другим человеком — им приходилось по очереди сидеть друг у друга на коленях, женщина не могла сходить в туалет, поесть и т.д.).

Другая жительница Ростовской области, Ирина Ковалева, содержавшаяся в СИЗО №1, тоже обратилась с жалобой в Европейский суд по правам человека. Претензии Ковалевой практически полностью совпадали с жалобами ее бывшей соседки по месту пребывания. Она лишь добавила, что, по ее данным, представленные правительством России в ответе Евросуду фотографии из следственного изолятора, свидетельствующие об отсутствии указанных Ковалевой нарушений, были сделаны после срочного ремонта в учреждении.

В результате Европейский суд по правам человека признал по обеим жалобам нарушение Россией статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ("Запрещение пыток": "никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию") и обязал выплатить Казминой 22,5 тысяч евро в счет компенсации морального вреда и 1000 евро за судебные издержки. Ковалева отсудила 26 тысяч евро и 800 евро соответственно. Вот так-то!

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить