Предлагается ввести в законодательство РФ понятие "сексуальное домогательство"

За "длинные руки" будут штрафовать?

Речь идет о сексуальных домогательствах, термине, который до сих пор никак не фигурирует в российских законах. Законодатели уверены, что от пошлых приставаний, взглядов и намеков в стране страдают миллионы женщин, которых попросту некому защитить. Для провинившихся россиян назначат "штраф за длинные руки", а иностранцев предлагается депортировать.

Впервые термин "сексуальное домогательство" был произнесен в США, стране, в которой личная свобода и неприкосновенность являются одним из столпов демократического общества. Закон эти "столпы" охраняет так остервенело, что само общество уже давно стонет от забот властей. Особенно мужчины, которые с 1974 года (когда был создан судебный прецедент) боятся не только выразить внимание женщине публично, но и косо посмотреть, ведь последствием "разнузданного поведения" может стать суд, который состоится по пресловутому обвинению в сексуальном домогательстве или sexual harassment, как говорят жители звездно-полосатой страны.

Читайте также: Почему в изнасиловании винят жертву?

В России подобный термин отсутствует. Уголовный кодекс может квалифицировать действия обвиняемого по статье 113 — "Понуждение к действиям сексуального характера". Правда, чтобы заработать срок, простого взгляда или фразы недостаточно. Закон говорит, что потерпевший должен получить угрозу, в результате которой ему придется сделать выбор: постель или "претерпеть ущерб своим правам и законным интересам". Можно согласиться, что от американского варианта это довольно далеко: угрозы — уголовное деяние, мечтательный взгляд или пошлая фраза — кадр из жизненных обстоятельств и сцен.

Именно эту законодательную нишу до отказа предложил заполнить депутат-справедливорос Олег Нилов, который подготовил законопроект, сразу ставший скандальным. Нилов основывается на некоей статистике, которая, по его словам, показывает необходимость срочного принятия закона именно сейчас, без промедления.

"Посмотрите статистику: какое количество подобных преступлений совершается на этой почве и вам все сразу станет понятно", — рассказал корреспонденту Pravda.Ru Олег Нилов. "Статистика печальна, особенно в последние годы. Сексуальных преступлений много и совершают их, в большинстве случаев, не граждане России. Огромное количество межнациональных конфликтов, переходящих в бунты, происходило по причине того, что подобные преступления вовремя не пресекались властью, и власть за них не наказывает. Статистика ужасающая, и она еще не отражает полной картины происходящего. Возьмите эту статистику, возьмите формулы — там все видно. Поговорите с женщинами, которые живут по соседству с "резиновыми квартирами", с рынками или предприятиями, где находится большое количество мужчин, иностранцев. И, наконец, посмотрите, что творится в Ханты-Мансийском автономном округе. Если с этим не бороться так, как предлагаю я, то подобные деяния будут повторяться".

О каких формулах говорит Нилов понять так и не удалось, а относительно ХМАО, который депутат привел в пример, сказано достаточно много. Приговор суда, вынесенный в этом регионе России, создал определенный прецедент и, надо сказать, довольно скандальный. В феврале 2014 года обвиняемый по делу об изнасиловании двух женщин в баре "Ной" получил условный срок. Необходимо добавить, что преступление было групповым и большинство из тех, кто принимал в нем участие, также не отправились за решетку, отделавшись "условкой". Еще более скандальным приговор оказался из-за персоны обвиняемого — Султан Исраилов являлся главой кавказской диаспоры в регионе.

Читайте также: Хулиганом теперь может стать каждый

"Ужасающий случай, который, слава богу, не привел к выходу народа на улицы с вилами в руках", — говорит депутат Нилов. — Это же групповое преступление, за которое дали условный срок! Тем, кто согласен с таким приговором, предлагаю поставить себя на место потерпевших женщин, их родственников, братьев, отцов".

Пример наглядный, однако не совсем точный. Если говорить о сексуальных домогательствах как об излишнем внимании, намеках, побуждению к чему-либо или разговорах, это никак не становится в параллель с уголовным деянием — изнасилованием. Впрочем, Олег Нилов говорит, что законопроект предусматривает изменения и в уголовном кодексе.

"Мною представлен не один закон, а пакет поправок к административному и уголовному законодательству. Прежде всего, поправки поставят вне закона норму, когда за преступление на сексуальной почве можно будет дать условный срок. Сейчас это можно сделать на абсолютно законном основании. Вы считаете это нормальным? Я так не считаю".

Адвокат Людмила Айвар с депутатом Ниловым соглашается и говорит, что подобный закон необходим, а в качестве примера юрист привела взаимоотношения "красивых и длинноногих работниц" со своими шефами, которые не всегда общаются лишь на основании рабочего регламента.

"Девушки порой зависят от настроения и желания своих начальников, а домогательства на работе, ответственность за это, в нашем законодательстве никак не регламентировано. Как говорил товарищ Сухов — "восток — дело тонкое". Поэтому могут быть различные манипуляции, вымогательства со стороны и домогателя, и жертвы. Только вот последняя законом никак не защищена и женщину за отказ могут запросто уволить с работы. Но мы можем говорить не только о трудовых отношениях. Скажем, звезды, известные люди… Они тоже могут получать непристойные письма, угрозы от поклонников. Мы должны защитить людей от того, что подобные деяния принуждают к нежелательным сексуальным связям. В конце-концов, это может закончиться психическим расстройством жертвы. Что касается доказательств вины, то необходимо регламентировать то, как это будет происходить, как жертва сможет доказать, что она стала объектом сексуального домогательства. Я говорю о том, чтобы исключить лжесвидетельство и возможные манипуляции".

Читайте также: Криминологи: "Россия почти вернулась в 90-е"

В части нового законопроекта, которая оговаривает наказание за деяния в административной плоскости, сказано, что домогательством может быть признано "нежелательное поведение, приставания, ухаживания". Предлагается установить штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. "Рецидивисты" должны будут раскошелиться в сумме от 80 до 100 тысяч, если домогательство было совершено повторно. К иностранным гражданам предлагают применять более суровые меры — штраф, плюс выдворение на родину.

Именно последняя часть инициативы вызвала негодование: депутат Олег Нилов особо оговаривался на этот счет, заявляя, что приезжие являются главными виновниками подобных преступлений. Помните: "поговорите с соседями "резиновых квартир"? Позиция законодателя прямо прослеживается и в документе: выселить, выдворить к чертовой матери. Если говорить открыто, то "иностранными гражданами" Нилов называет гастарбайтеров, приезжих из бывших союзных республик, а значит, огромную массу населения РФ. Сами "жильцы резиновых квартир" говорят, что такой закон будет служить дополнительным инструментом манипуляции, а президент Федерации мигрантов России Мухаммад Амин Маджумер уверен: весь закон Нилова — политический пиар.

"Если гражданин совершает преступление на территории России, то его должны судить по российским законам — это безусловно. И неважно, кто совершил — гражданин РФ или мигрант", — говорит Маджумер. — Но вот, что касается депортации… Даже если это происходит на фоне административного или уголовного преступления, то это все равно не верно. Человек отвечает по закону за свое деяние. Но если он находится законно на территории страны, почему его должны депортировать? То есть, наказать за одно деяние дважды? Считаю, что закон, предложенный Олегом Ниловым, ни что иное, как политический пиар. В реальности это работать не будет".

Отчасти с таким утверждением можно согласиться. Нет, не в том смысле, что закон работать не будет, а в том, что вся эта телега будет двигаться с громким скрипом. Те нормы и квалификации деяний на сексуальной почве, которые уже существуют в законе, одни из самых сложных в доказательстве вины подозреваемого. Правоохранительные органы с небольшой охотой берутся за дела об изнасилованиях или действиях сексуального характера со стороны подозреваемого. И все потому же — доказать довольно тяжело. Как доказывать и истолковывать деяния, за которые теперь предлагают наказывать законодатели, наверное, одному богу известно. Может быть, это только пока. Может быть, в будущем будут разработаны квалифицирующие признаки, и экспертиза сможет доказать, что взгляд или намек был излишне пошлым, а структура поведения бедолаги-подсудимого попадает под статью "сексуальное домогательство".

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Обсудить