"Левая" икра была в личных вещах пилотов

Почти центнер икры не долетел до столицы

Почти 90 килограммов черной икры пытались вывезти члены экипажа военного самолета Ту-154, который должен был лететь чартером из Хабаровска в Москву. Бывает, что вещи членов экипажей самолетов не досматривают, но этим девяти ребятам явно не повезло… "Левая" икра была в личных вещах летчиков, а у бортинженеров были обнаружены емкости с икрой по восемь и десять килограммов. В Москве они могли продать икру за один миллион 300 тысяч рублей.

Часть деликатеса находилась в термосумках среди вещей членов экипажа. Емкости с икрой были обнаружены также под коробками с бананами. Но не вышло, не повезло, не подфартило… Члены экипажа были отстранены от полета, их отправили в Москву обычным пассажирским рейсовым самолетом. Сейчас по этому делу проводится проверка.

Надо думать, пилотам и инженерам мало не покажется. Уже установлено, что вся черная икра получена в результате браконьерского вылова особо ценных видов рыбы в бассейне Амура и находится в нелегальном обороте. Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе управления МВД по Хабаровскому краю, двумя днями ранее этот самолет доставил с Камчатки в Хабаровск знаменитый Московский военный ансамбль песни и пляски имени Александрова.

Собственно, обратно военный борт должен был лететь порожняком. На этом можно было бы и закончить — подумаешь, рядовой эпизод "икорной" войны, каковая ведется на Дальнем Востоке, на Сахалине, на Камчатке десятилетиями…

Но рука почему-то не остановилась, выбивая на клавиатуре продолжение темы. По статистике, браконьеров и их курьеров ловят пачками, группами и стаями, но меньше их не становится. Подумалось: этот вид браконьерского промысла исчезнет только тогда, когда пропадет последняя рыба, которая способна метать икру?!

В чем только не везут незаконно добытый продукт. В поездах, в вещевых контейнерах, в чемоданах и сумках… Но самое верное, конечно — это самолет. Потому что быстро — и свежая, даже не очень обработанная икра не успеет испортиться.

А чем икра свежее, тем она дороже стоит у тонких знатоков, говорит ветеран-дальневосточник Борис Буравский. Ныне он житель Архангельска, но до прошлого года много лет жил он на Сахалине и Курилах, рыбку ловил в артелях, правда, на "икряном бизнесе" так и не разбогател. Вот что поведал "Правде.Ру" Борис Аркадьевич на эту тему:

"В народе ходит такая фраза: "Рыбный бизнес очень скользок". Рыбный бизнес, и в том числе икряной, на Дальнем Востоке очень криминализирован. Вспомните события 2002 года, когда заживо сожгли генерала Гамова. Он уже вышел из дома, а потом вернулся в квартиру за деньгами, которые должен был везти в Москву, порядка двух миллионов долларов, — ими должны были оплачиваться "переделы" рыбных рынков. Дело было громкое, как помните. И вряд ли в этой сфере стало лучше, чем в разбойничьи 90-е…

В истории с Ту-154, где нашли почти центнер икры, нет ничего удивительного. Тут ключевое слово — военный. Ведь самолет, как пишет пресса, и был как раз военный, мог пользоваться военным аэродромами, где сами понимаете, как досматривают пассажиров и экипажи…

Друзья в свое время рассказывали мне, что выгоднее всего перевозить икру в центральную Россию и в столицы или военными бортами, или бортами МЧС. Брали летчики за перевозку не очень много. А вот в рейсовых самолетах это делать сложнее. Ну сколько там провезешь — баночку, две, ну килограмм. А тут — сразу центнер! То есть с людьми в погонах договориться легче, чем с гражданскими пилотами.

В самом начале 90-х годов прошлого века, когда еще был жив СССР, но уже находился на последнем издыхании, мне понадобилось быстро перевезти в Москву из Хабаровска японский мебельный гарнитур. Спросил в гражданском аэропорту, сколько это будет стоить. Мама родная, да мне за такие деньги год работать. Подрулил к военным: сколько? Три литра спирта, говорят. Так и перевез без хлопот…"

Собственно, и у автора этих строк есть подобный опыт. В 1990 году не вернулся из отпуска, из Северодвинска, на заполярную базу подводного флота Гаджиево один из членов экипажа нашей атомной субмарины, капитан-лейтенант. Оказалось, в Северодвинске он трагически погиб.

Тут же командир дивизии Вячеслав Алексеевич Попов (нынешний член Совета Федерации от Мурманской области, а тогда — комдив, капитан 1 ранга) послал в командировку меня и еще одного офицера. Нужно было сопроводить "Груз-200" с телом капитан-лейтенанта в Севастополь, где жили его родители.

Знаете, сколько стоило в 1990 году перевезти огромный тяжеленный ящик с цинковым гробом с военного аэродрома "Васьково" под Архангельском в аэропорт Симферополя? Восемь литров спирта! Понятно, что военное командование посодействовало, но все равно — впечатляет, да?

В связи с этим вспоминается жуткая авиационная катастрофа, имевшая место 7 февраля 1981 года под Ленинградом, вблизи военного аэродрома в городе Пушкин. В результате падения самолета Ту-104, приписанного к военному аэродрому во Владивостоке, погибли 52 человека, из них 16 адмиралов и генералов и около 20 капитанов 1 ранга.

Катастрофа на время просто полностью обезглавила Тихоокеанский флот СССР. Тогда в Ленинградской военно-морской академии был назначен оперативный сбор высшего командного состава всех флотов. Ветераны ВМФ вспоминают, что после прилета Ту-134 из Владивостока участники сборов после трудового дня закусывали исключительно красной и черной икрой в неимоверных количествах. Говорят, что при перелете в Ленинград банками и даже бочками были завалены не только грузовой отсек, но и все проходы самолета…

Самолет долетел тогда до Ленинграда чудом. После окончания сборов бардак при загрузке борта, собиравшегося лететь обратно, был неимоверный. Куча адмиралов, все командуют, экипаж пытается довести порядок загрузки, но его просто посылают "на …", хамски указывая летчикам: ваше место — возле… штурвалов! Кто для адмиралов какой-то простой пилот, даже не полковник?

Да, кроме того, со сборов большие начальники редко улетали трезвыми. Кроме всего прочего рассказывали, что приехавший "очень не в духе" командующий ТОФ пожелал в своем салоне (расположенном в передней части самолета) лететь один, в результате чего из салона "в хвост" было выставлено еще с десяток человек. Хотя сделать было нужно с точностью до наоборот!

Если бы на взлете людей было больше в "носу" самолета, то, возможно, он бы и долетел до места назначения. Кроме того, адмиралы везли из Москвы такое количество покупок, что вес самолета было просто не подсчитать! Он не смог взлететь и разбился, никто не уцелел…

Понятно, что виновен был экипаж, который не смог потребовать от адмиралов соблюдать порядок при погрузке. Но сами представьте — даже командир экипажа там был всего лишь подполковником, мог ли он "командовать" адмиралами?

Это я о том, что при расследовании описанного выше дела об "икряной контрабанде" не лишним будет узнать, а по своей ли инициативе военные летчики перевозили целый центнер деликатеса?

Читайте также:

Криминалитет мечет икру — красную

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить