Народ за шофера или за генерала?

Районный суд Тулы постановил арестовать гражданина Таджикистана Эльбигиева, предполагаемого виновника аварии с участием автомобиля Шаманова. Это дело может стать индикатором общественных настроений в России: народное мнение в таких случаях обычно формируется загодя. Кто вызовет большее раздражение у обывателя: чиновник с мигалкой или гастарбайтер?

Сегодня Зареченский районный суд Тулы вынес решение об аресте гражданина Таджикистана Довлатшо Эльбигиева, предполагаемого виновника ДТП с участием автомобиля командующего ВДВ Владимира Шаманова. Против водителя МАЗа возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть человека).

У этого дела есть все шансы стать объективным индикатором общественных настроений в России. По резонансу оно сравнимо с февральским ДТП с автомобилем вице-президента ОАО "Лукойл" Анатолия Баркова, однако подходит на роль лакмусовой бумажки гораздо лучше. Когда речь шла о столкновении "Мерседеса" топ-менеджера нефтяного гиганта и "Ситроена" акушерки, общественное мнение предсказуемо приняло сторону водителя "Ситроена". Роли были распределены мгновенно, и ничто уже не могло этого изменить. В случае со столкновением генеральской BMW и МАЗа со стройки, все далеко не так очевидно. Кто вызовет большее раздражение у обывателя: чиновник с мигалкой или гастарбайтер? Градус какого напряжения в стране выше — этнического или социального?

Читайте также: Машину Шаманова могла спасти охрана

Генерал-лейтенант Шаманов — не худший из российских чиновников. Прежде всего, он боевой генерал, глава ВДВ — рода войск, традиционно пользующегося уважением всех слоев общества. Командуя объединенной группировкой войск в Чечне в первую, провальную кампанию, он не утратил авторитета среди коллег-военных. Во вторую чеченскую, руководя западным направлением группировки федеральных сил в Чечне, он получил звание Героя России.

Восточное направление в это время возглавлял генерал Трошев, также получивший звание Героя за вторую чеченскую. В своих воспоминаниях он писал о Шаманове: "он предпочитал идти к победам кратчайшим путем, а отсюда все чаще и чаще боестолкновения и, естественно, потери". Да и "офицеров… он мог запросто оскорбить, унизить, обматерить (причем прилюдно)". При этом "<рядового> бойца Шаманов любил, холил и лелеял" (цитаты даны по книге Г. Трошева "Моя война. Дневник окопного генерала"). Неплохой, в общем-то, генерал. Даже обвинения правозащитников в военных преступлениях против мирного населения Чечни, в России, где само слово "правозащитник" становится ругательным, не могут испортить его образа.

Фото: AP

В 2008 году Владимир Шаманов возглавил военную операцию по принуждению Грузии к миру, за что получил орден Святого Георгия IV степени. А в 2009 стал героем громкого скандала: как выяснилось, командующий ВДВ, собирался послать две группы спецназа на завод, принадлежащий его зятю, чтобы помешать следователю провести там обыск. По итогам служебной проверки ему было объявлено о "неполном служебном соответствии". Таков портрет одного из участников этого громкого происшествия.

О втором, Довлатшо Эльбигиеве, известно, разумеется, гораздо меньше. Его образ по-разному преломляется и искажается и в глазах очевидцев, и в материалах СМИ. Для начала заместитель командующего ВДВ по вооружениям генерал-майор Михаил Левшунов (приехавший на место происшествия через несколько минут после аварии) заявил о том, что Эльбигиев находится на территории России незаконно. Многие СМИ с радостью подхватили эту информацию. Сначала ее опровергли в областном Управлении внутренних дел. Этого оказалось мало и ее вынужден был опровергать заместитель директора ФМС Михаил Тюркин. По утверждению генерала Левшунова, водитель МАЗа попытался скрыться с места происшествия. Это сообщение не нашло подтверждения в областном УВД. Господин Левшунов предположил, что Эльбигиев на момент аварии находился в состоянии наркотического опьянения. Оказалось, что и это предположение (также растиражированное СМИ) не соответствует истине. Соткать портрет из стереотипов не получилось.

Таджик — но не нелегал, не наркоман, а просто работяга, против российского генерала-десантника, героя военных конфликтов всех последних пятнадцати лет. На чьей стороне окажется общественное мнение в первые недели расследования, пока не ясно. Ясно, однако, что обыватель сформулирует свою точку зрения загодя, и затем, как и в расследовании аварии с "Мерседесом" Баркова, точка зрения правоохранительных органов будет ему малоинтересна. Вопрос стоит так — чей образ более привлекателен сегодня для российского населения: чиновник на BMW с проблесковыми маячками, но "наш", или рабочий на МАЗе, но "не наш"? В ближайшие дни мы получим ответ на этот вопрос. А профессиональные социологи и этнологи — серьезную порцию пищи для размышлений.

Всесамое интересное читайте в рубрике "Происшествия"

Автор Владимир Коршаков
Владимир Коршаков — журналист, редактор, сотрудничал с Правдой. Ру в 2010-м году *
Обсудить