Рукописи не горят даже изрубленными

Поначалу скандал вокруг журнала «Форбс» мог показаться ярким примером нарушения свободы слова в России. Руководство уничтожает весь тираж журнала – якобы, под давлением супруги московского мэра. Однако позже возникло впечатление, что Елена Батурина здесь совершенно ни при чем. Скорее, это похоже на неудачную попытку главреда приобрести политический капитал.  

Типографская гильотина, рубящая в лапшу свежеотпечатанный журнальный тираж,  навевает самые мрачные ассоциации с произволом Главлита при Совмине СССР. Но чтобы 103 тысячи экземпляров полноцветного экономического журнала, одного из самых дорогих в рознице, были уничтожены по инициативе издателя, без решения суда или указующего перста власти – это новое слово в отечественной журналистике.

Редакция возражала. Главный редактор подал в знак протеста в отставку. Якобы сам Стив Форбс возмутился и пригрозил отозвать лицензию у издательства  Axel Springer Russia,  выпускающего русскую версию американского журнала. Так выглядела ситуация с утра в пятницу. Тема дня. Новое наступление на права СМИ. Вот какова мощь всесильной супруги московского мэра!

Между тем, ближе к полудню ситуация начала проясняться в совершенно ином ключе.

Журнал «Форбс» готовил к публикации  декабрьском номере интервью с известной бизнес-вумен Еленой Батуриной. В тексте есть фраза от первого лица: «Мне, как инвестору, гарантирована защита моих прав». На обложку было вынесено фото предпринимательницы с подписью: «Мне гарантирована защита».

Учитывая семейное положение интервьюируемой, ее представители усмотрели искажение смысла интервью и воспротивились его печати в такой двусмысленной и откровенно недружественной интерпретации.

Правильно ли поступил издатель, исправляя очевидный ляпсус редакции? Вероятно, да – учитывая  высокую вероятность иска с не менее высокой судебной перспективой. Можно, конечно, надувать щеки и рассказывать о годовом обороте в 5 миллионов долларов. Но это не дает никакого представления о прибыли. Которой просто нет. Застреленный главред Пол Хлебников прогнозировал ее только на третий год издания, истекли всего два.

Вообще применительно к бренду «Форбс» прибыль понятие эфемерное – издание, которое нередко относят к типу «шантажных», оно и на своей американской родине, так сказать, планово-убыточное. Мистер Форбс, бывший кандидат в президенты Соединенных Штатов, зарабатывает факторами влияния на деловую элиту, а не продажной ценой собственного журнала.

В условиях нашего пост-бандитского капитализма  это влияние надо еще долго-долго выстраивать. Собственно, и сам Стивен Форбс при всей своей влиятельности не чурается отпускать имя собственное на отхожий промысел – Россия не исключение, национальные «форбсы» издаются в разных странах мира. Нормальный франчайзинг, ничем принципиально не отличающийся от «Макдоналдс» и «Пицца-Хат».

У русского американского журнала издатель немецкий – такой вот пресс-компот. Издатель осмыслил ситуацию и пришел к разумному деловому выводу, не замутненному «свободословными» фанабериями – перепечатать тираж дешевле, чем отвечать по иску супруги московского градоначальника. Не говоря уже о репутационном ущербе и  климате для своих инвестиций. Климат в Москве вообще суровый.
 
Вкрадывается смутное подозрение, что скандал вспыхнул не просто так, и супруга Юрия Лужкова тут совершенно ни при чем. Во втором номере Forbes, том самом памятном,   был опубликован «расстрельный» список ста богатейших бизнесменов России.

Откровением стало 35-е место Елены Батуриной, чье состояние журналисты оценили в 1,1 млрд. долларов. Говорят, Батурина, а также другие фигуранты Top-100, были весьма недовольны этой публикацией, но дело удалось уладить.

В журнале «Русский Newsweek», который издает тот же Шпрингер-Россия,  опубликовано большое интервью г-жи Батуриной, в котором она имела возможность объясниться с обществом по поводу происхождения своих громадных капиталов. Таким образом, издательский дом Акселя Шпрингера в России уже имел опыт трений с первой леди Москвы, равно как и опыт их снятия.

Поэтому вполне возможно, что сданный в макулатуру зарубленный номер так и остался бы зарубкой на редакционной памяти, если бы рачительные немцы не озадачились вполне законным вопросом – а кто ответит материально за этот кич, смешение качественного журнала с «бульваром»? Это недомыслие или отработка стороннего политического заказа? 

Если наша версия справедлива, тогда вполне объяснимо, почему Максим Кашулинский бросился жаловаться Стиву Форбсу. Что-то не видно на официальном его сайте никаких заявлений по поводу ситуации в московском журнале, на которую напирали еще с утра агентства.

Главный редактор подал в отставку – а что, ход ловкий. Судя по его «рулежке» журналом, отставка и так была не за горами. Но не такая бесславная, как у его приятеля Леонида Бершидского в «Огоньке» с немыслимыми «перезапусками» в попсу исторического советского бренда. Уход по политическим разногласиям – это политический капиталец! Полгода можно по «эхам» и «свободам» обретаться…

И вдруг такой облом. Номер по решению издателя  восстанавливается, ковер-стори  с Батуриной, фото на обложку – только без издевательской подклишовки. Короче говоря, после обеда в пятницу обмишурившийся главред полностью «потерял лицо».

«Если руководство признает ошибку, я готов буду остаться в издании. А если этого не произойдет, то они, видимо, просто подпишут мое заявление,и я буду уволен согласно Трудовому кодексу через две недели - 14 декабря», - заявил Кашулинский агентству «Интерфакс». Легко представить себе босса, которого нанятый исполнитель «развел» на несколько десятков тысяч ненаших денег своими закидонами, и ждет уговоров остаться… 

Кто пришел неправедно, тот так же и уходит. Г-на Кашулинского его друзья  так спешили продвинуть в главные редакторы «Форбс», что не постеснялись анонсировать назначение, когда  его предшественник и действительный создатель русской версии американского журнала   не был ни отпет, ни погребен  Тело простреленного 11 пулями Пола Хлебникова еще лежал в судебно-медицинском морге.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить