403 Forbidden


nginx

Автовладельцам компенсируют затраты на необоснованно дорогой бензин

Вчерашняя публикация на "ПРАВДЕ.Ру" , посвященная очередному повышению цен на бензин , которое может привести к крупномасштабным волнениям, вызвала неоднозначную реакцию в ряде ведомств. В упомянутой статье автовладельцам, с целью давления на топливных монополистов и молчащую власть, фактически предлагалось устроить "топливные бунты" аналогично тому, как это было в странах Западной Европы в 2001 году. Видимо, на фоне бушующих в республиках бывшего СССР "бархатно-оранжевого" беспредела, подобная постановка вопроса затронула власти за живое.

Мы спешим принести свои извинения — у нас в мыслях не было призывать людей к восстанию. Тем более, что реальность с урегулированием топливного вопроса кардинально отличается от того, чем вчера пестрели заголовки СМИ.

Так что будет с ценами на бензин в ближайшем будущем? Приоткрыть завесу тайны над планами правительства согласился анонимный источник из Федеральной антимонопольной службы. По словам нашего источника, в правительстве не отступили от заявленного принципа — преследовать ценовые сговоры нефтяных компаний и сдерживать необоснованный рост цен на автомобильное топливо. То, что ситуация весьма серьезна, наглядно показало прошлогоднее чаепитие главы " ЛУКОЙЛ " Вагита Аликперова с президентом России Владимиром Путиным, где ключевой темой беседы стала ситуация с ценами на бензин.

"Естественно, никто не собирается отменять рыночные законы, — отметил наш собеседник, — но ситуация дальше так не может развиваться. Да и нефтяной бизнес ждет новых ясных правил игры". Теперь у контрольных ведомств появились обширные штрафные полномочия. Например, штраф за картельный сговор или злоупотребление монопольным положением будет исчисляться не в минимальных зарплатах, а в процентах от оборота компаний. "Многомиллионные штрафы — это, конечно, стимул для соблюдения конкурентного законодательства, — говорит чиновник, — но в понимании бизнеса это и зависший топор". И если бизнес опасается репрессий, то у властей свои страхи: в Кремле не без оснований боятся повторения "оранжевой" революции в России, и лишний шаг навстречу народу окупится сторицей.

Новые правила игры будут простыми. В случае необоснованного повышения цен на бензин с компаний, причастных к сговору или злоупотреблению, кроме огромных штрафов будут также требовать возмещения ущерба конечным потребителям топлива. Иными словами, автовладельцам будут возмещать затраченную ими разницу между справедливой и завышенной ценой на бензин.

"Это нормальная мировая практика, — утверждает чиновник. — В Германии и Испании во время "топливного бунта" 2001 года только такой компромисс вывел ситуацию из тупика". Правда, отметил наш источник, если в Европе это была разовая акция, то в России эту практику следует сделать постоянной.

На вопрос, почему до сих пор эта информация не была оглашена, наш источник ответил, что пока еще рано говорить о конкретных договоренностях. "В проекте решения есть много спорных моментов, но базовые вещи, в частности компенсация потерь автовладельцам, в нем останутся".

Эту информацию ПРАВДЕ.Ру подтвердили в одном из "придворных" экспертных институтов, специализирующемся на разработках социальных проектов.

"Да, действительно, такой проект решения, в котором учтены и наши предложения, поднят на повестку дня, — сообщил ПРАВДЕ.Ру руководитель одного из подразделений института. — Бизнес относится к этому с пониманием". По его словам, концептуально вопрос был решен на круглом столе, состоявшемся в рамках встречи Президента РФ с российским деловым сообществом 24 марта. На совещании, которое имело закрытой характер, между первыми лицами государства и представителями российских нефтяных компаний удалось добиться компромисса, удобного всем сторонам.

Наибольшее количество споров вызвал механизм компенсации материального ущерба автовладельцам, говорит эксперт. "Что примечательно, необходимость компенсаций под сомнение не ставилась", — отметил он. При этом руководству страны удалось уговорить бизнес на "разовый оброк": автовладельцам нефтяники готовы возместить ущерб за повышение цен осенью-зимой в конце прошлого — начале этого года.

А теперь самое интересное: по словам эксперта, компенсации будут идти не чистыми деньгами, а бензином. Конечно, не всем подряд, а только тем педантам, кто сохранял чеки при заправке. "Таких сознательных автомобилистов не так уж много, поэтому для бизнеса эти потери не будут критичными", — сказал нам источник. Чеки с заправок, полученные с августа 2004 по январь 2005 года, можно будет приносить только на те заправки, на которых они были выданы. По таблицам, составленным Федеральной антимонополной службой совместно с Министерством транспорта, будет высчитываться разница между обоснованной и фактической ценой. На эту разницу автовладелец сможет приобрести фактически бесплатно лишние литры топлива.

В свою очередь, владельцы заправок (напомним, многие сети принадлежат нефтяным корпорациям) будут направлять счета за "компенсации" в те компании, у которых они закупали топливо. Далее, обязательства по компенсациям будут делиться между всеми участниками цепочки — от нефтеперерабатывающих предприятий до нефтедобывающих, в зависимости от вклада каждого в "накручивание" цены. "Пока механизм распределения компенсаций не отработан до конца и не совсем отражает реальный механизм ценообразования, — говорит эксперт. — Поэтому поначалу выйдет так, что заправки фактически будут кредитовать своих поставщиков, ожидая, пока компенсация будет собрана со всех компаний, ответственных за неправомерное повышение цены на топливо". Но со временем это будет отработано до автоматизма, уверен наш источник.

"Крупные нефтяные компании и независимые сети заправок усмотрели в этом для себя определенную репутационную выгоду", — говорит эксперт.

Но этим проблемы грядущего проекта не исчерпываются. Свои претензии на аналогичную компенсацию предъявил ряд российских авиакомпаний, сообщает источник в ФАС. "Их требования вполне справедливы, но здесь уже совсем другой объем компенсаций", — сказал он. Ведь оплата авиатоплива проходит строго по безналу, поэтому доказательства покупки топлива по завышенным ценам есть для каждого его литра.

Впрочем, готовящийся проект носит, в первую очередь, социальный характер. И в споре с авиакомпаниями можно упирать на этот аргумент, равно как и на то, что многие из авиаперевозчиков индексировали цены на свои слуги, вводя так называемую "топливную надбавку".

По словам наших источников, праздника автомобилистам осталось ждать недолго. Проект должен стартовать в середине мая этого года. Так что у владельцев "железных коней" еще есть время, чтобы порыться и поискать осенние и зимние чеки с заправок.

Отдел ТЭК

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Мельдоний в кёрлинге: Крушельницкий провалил тест на допинг
Россия отправила в Ирак танки Т‐90
Смерть: "Я слышал крики Салмана Радуева во время экзекуций"
Дан ответ: почему Путин не пойдет на дебаты-2018
Дан ответ: почему Путин не пойдет на дебаты-2018
Дан ответ: почему Путин не пойдет на дебаты-2018
Как уток в тире: опубликовано видео удара США по русским наемникам
Кому нужны российские жертвы Дейр-Эль-Зора
Кому нужны российские жертвы Дейр-Эль-Зора
Беспрецедентная мощь: от какой угрозы защищают юг России?
В Сирии погибло 14 человек - руководитель ЧВК "Вагнер" Трошев Андрей
В Сирии погибло 14 человек - руководитель ЧВК "Вагнер" Трошев Андрей
Спикер парламента Новороссии: о погибших в Сирии русских
США: украинская армия объективно сильнее российской
В Сирии погибло 14 человек - руководитель ЧВК "Вагнер" Трошев Андрей
Мельдоний в кёрлинге: Крушельницкий провалил тест на допинг
Америка у наших ног: "Красная машина" раздавила сборную США
В Киеве полицейские отказались защищать здание Россотрудничества от радикалов
Мельдоний в кёрлинге: Крушельницкий провалил тест на допинг
Америка поедает саму себя
СМИ сообщили о тупике в переговорах России и Индии по С-400