Дух капитана Тронина, или вооруженный Разбой на дорогах Удмуртии

Дорога Пермь-Ижевск. Более ста километров неконтролируемой никем российской трассы. Опасный участок возле Дебес. Местные милиционеры в РОВД запираются на ночь за стальными щитами. Чтоб не беспокоили. А на трассе творится полный беспредел... Разбойные нападения, стрельба, трупы. В 96-ом здесь бесчинствовала банда капитана милиции Тронина. Громкое было дело. Банду обезвредили, но главарь успел уйти в леса. А леса в Дебесском районе — глушь, тайга. Легко затеряться, сгинуть без вести. Многие считают, что капитан Тронин до сих пор жив, сколотил новую банду и изредка «балует» на трассе.

На днях возле деревни Ариково, в восьми километрах от села Дебесы, около часа ночи случилось чрезвычайное происшествие. Борзая «девятка» цвета «баклажан» (гос. номер А 788.../18 регион), блистая проблесковым маячком, дерзко подрезала маршрутный «Икарус». Автобус послушно затормозил у обочины.

Через переднюю дверь «Икаруса» в салон вломились трое в камуфляжах. В руках у них было оружие — автомат Калашникова и пистолет Макарова. Чтобы пассажиры убедились в серьезности намерений, грабители прострочили очередь по потолку «Икаруса». В крыше появились дырки. Небо стало ближе... Семнадцать пермских коммерсантов («челноки» за товаром) следовали по маршруту Пермь-Москва. Деньги при себе имели немалые, а именно 800 тысяч российских рублей и 3 тысячи 700 американских долларов. Эту скромную сумму разбойники сумели вытрясти у перепуганных пассажиров, которых под угрозой оружия загнали, как скот, на задние сиденья автобуса. С «хабаром» налетчики скрылись на своей «девятке» в сторону Перми.

Отработка ничего существенного не принесла. «Пробили» номер автомобиля. Он принадлежал одной из служебных машин Игринского РОВД. Марка машины была совершенно другой. Пощупали капот. Двигатель холодный. Из гаража в этот вечер машина РОВД не выезжала. Номера на ней настоящие, подделка исключена. Следствие в недоумении: откуда у разбойников боевое оружие (на месте происшествия — в салоне — изъяты гильзы автомата Калашникова), которое не числится в анналах пулегильзотеки, откуда боевой пистолет и проблесковый маяк?.. Налетчики явно знали о маршруте, о марке и госномере автобуса, о количестве пассажиров и их большой «кредитоспособности». Продуманы все детали налета, спланировано все до мелочей. Работали профессионалы...

Это произошло летом 1996 года. Банда милиционеров из Игринского РОВД беззастенчиво и цинично в свободное от работы время «бомбила» дальнобойщиков в соседнем, Дебесском, районе. Руководил бандой Николай Тронин, капитан милиции, начальник дежурной части Игринского РОВД.

По долгу службы у Тронина имелся совершенно свободный доступ к оружию. В сейфах каждой районной «дежурки» имеется так называемый резерв — оружие на случай ЧП. Оно ни за кем не закреплено, количество «ничейных стволов» составляет примерно одну десятую от численности личного состава. Тронин для банды своей брал как раз то самое, резервное, оружие.

Пулегильзотеку «ижмашевские стволы» стали проходить только в конце 90-х, а тогда, в 96-ом, еще никто об этом и не помышлял. Получался классический, гангстерский вариант: боевое огнестрельное оружие БЕСКОНТРОЛЬНО находилось в руках нескольких человек. Якобы для охоты. Охота шла на людей и на транспорт.

Разбойники по пьяни поначалу тренировались в ближайшем карьере, шмаляли по бутылкам. Потом начали стрелять... по конкретным целям. Одной из первых конкретных целей стал грузовой «КамАЗ» из Перми. Стреляли без предупреждения. По скатам. Водила ошалел от «ментовского» беспредела. Нападающие были в форме, на милицейском «УАЗике». Скрылись в сторону... Перми.

Никому в голову не пришло проверить Игринский РОВД. А между тем разбои на дорогах продолжались. Семьдесят километров Дебесской трассы становились дорогой смерти. Банда капитана Тронина «охотилась» по вечерам, используя в свободное от службы время не только служебное (резервное) оружие, но и присвоенную форму. Дальнобойщики на требование людей в милицейской форме привычно останавливались и... натыкались на обнаженные стволы.

Информация о том, что на Дебесской трассе «пошаливают» игринские милиционеры, поступала из разных источников. Ижевские «опера» УБОПа были снаряжены на «подставу». Хотя самый главный сыщик Удмуртии — покойный полковник Перевощиков — никак не мог поверить в предательство земляков, он, скрепя сердце, послал спецназ на дело.

Работало сразу несколько групп. Три машины: «Нива», «семерка» и «восьмерка». Машины для наглядности и приманки забивали пустыми коробками из-под оргтехники, на обочине останавливались якобы на «ночлег». Рации СОБРовцев работали на прием. Ждали «гостей». Но «гости» на наживку так и не клюнули. Целую неделю в разных точках безлюдных караулили злодеев «подставы». Результат — ноль!

Об акции УБОПа были осведомлены (как и положено по инструкции) начальники Игринского и Дебесского РОВД. (Для справки: в те времена начальником Дебес был не кто иной, как господин Осотов, любимец кавказских парней.) Напрасно ждали спецназовцы налетчиков в милицейской форме. Утечка секретной информации пошла с самых верхов. Засады через неделю сняли. Не прошло и месяца, как банда «бомбанула» пермскую «ГАЗельку» на 36 тысяч рублей. Водила, чудом оставшийся в живых, описал те же самые подробности совершения налета...

Одним из первых заподозрил «своих» в крысятничестве начальник уголовного розыска Дебесского РОВД Петр Корепанов. Но полную «разработку» по делу ему мешал сделать начальник — вышеупомянутый майор Осотов.

С тех пор прошло почти пять лет. Капитан Тронин ушел в заповедные леса с большой суммой денег, при странных обстоятельствах покончил жизнь самоубийством его младший брат (эксгумацию проводили), остатки милицейской банды осудили к различным срокам, на громком деле некоторые прокурорские ребята сделали себе карьеру. Дела давно прошедших лет... Но дух капитана Тронина до сих пор не дает покоя. До сих пор тревожно на Дебесской трассе.

Тронина искали даже с помощью вертолета. Ориентировки были розданы всем охотникам. Пусто. Ни его трупа, никаких следов присутствия мятежного капитана. А на трассе все равно неспокойно. В этих местах пролегал старый Сибирский тракт, и разбойников на дороге хватало. Почти на миллион «нагрели» неустановленные и хорошо вооруженные злодеи пермских коммерсантов. Наверняка знали, что будет большой барыш.

Боря Пухов

Ижевск

«Совершенно конкретно»

Обсудить