В гибели Саши Макаренко винить некого?

Последнее воскресенье апреля супруги Макаренко помнят до мельчайших подробностей. Как их девятнадцатилетний сын Саша, студент Казанского энергетического университета, утром сообщил, что едет с однокурсниками на Волгу и обязательно вернется на следующий день — нужно готовиться к экзаменам. Вот сдам их, сказал он родителям, и третий курс позади. Потом попросил помочь собрать вещи. Вместе они упаковали дорожную сумку с едой и посудой. Саша чмокнул маму в щечку и ушел. Оказалось, что это был последний поцелуй. Домой он не вернулся.

...Вечером 29 апреля пришли друзья и сообщили, что Саши больше нет. Его убило током в спортивно-оздоровительном комплексе КМПО «Атлашкино». Будущий энергетик стал жертвой халатного отношения к обеспечению электробезопасности.

Однокурсники рассказывали, как они вместе шли через базу отдыха к Волге и, когда собрались перешагнуть лужу, увидели на земле ржавую тонкую проволоку, преграждавшую путь. Чтобы не зацепить ногами, Саша решил откинуть ее в сторону. Нагнулся, поднял ее и упал. Смерь, нелепая и ужасная, наступила в считанные секунды. Оборванный провод служил натяжкой для высоковольтного воздушного кабеля (около 1000 вольт) и, как потом выяснилось, тоже находился под напряжением. Когда произошел его обрыв, трудно сказать. Так что мог погибнуть любой — вход в спортивно-оздоровительный комплекс открыт для всех. Дорога к Волге через территорию «Атлашкино» — самая короткая, и кто только по ней не ходит. А запретительных знаков, что комплекс — охраняемый объект, нет.

После того трагического события прошло почти четыре месяца. Однако виновные в гибели Саши до сих пор не наказаны. Дело в том, что прокуратура Зеленодольского района, на территории которого находится спортивно-оздоровительный комплекс, так и не возбудила уголовное дело по факту смерти сына Макаренко. Хотя трагическая гибель человека согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела. Об отказе в возбуждении уголовного дела прокуратура Зеленодольска сообщила родителям Саши еще в начале мая.

И позже, когда убитая горем мать погибшего обратилась уже в прокуратуру республики с просьбой найти виновных (ведь кто-то же должен понести наказание!), городская прокуратура не нашла оснований для дальнейшего расследования. Вот такое письмо получили супруги Макаренко из Зеленодольска: «Проверка по факту проведена полно, поскольку в данном случае установлены все обстоятельства, влияющие на правильное рассмотрение указанного дела: принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела является законным и обоснованным, и Зеленодольской городской прокуратурой не было найдено оснований к его отмене. Собранные материалы позволяют сделать достоверный вывод о том, что смерть вашего сына не состоит в причинной связи и не обусловлена действием (бездействием) лиц, ответственных за состояние электрооборудования на базе отдыха «Атлашкино». Сотрудники этой базы отдыха не имели по отношению к вашему сыну какой-либо обязанности по созданию безопасных условий, поскольку не состояли с ним ни в каких-либо правоотношениях. Появление вашего сына на охраняемой территории базы отдыха «Атлашкино» произошло без ведома этих лиц и вопреки установленному порядку пребывания на этом объекте. Таким образом, смерть вашего сына стала результатом случайного стечения обстоятельств и проявления неосторожности самим пострадавшим, а поэтому в данном случае уголовное дело не может быть возбуждено. Решение Зеленодольской прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела по факту смерти вашего сына может быть вами обжаловано в прокуратуру Республики Татарстан».

Вот так! Если следовать логике работников прокуратуры Зеленодольска, в своей трагической гибели Саша виноват сам. Не брал бы в руки ржавую проволоку, был бы жив.

Между тем государственный инспектор по энергетическому надзору РТ Егоров, осмотрев место гибели студента, сделал иные выводы. Он считает, что руководство моторостроительного объединения (а это предприятие является балансодержателем комплекса «Атлашкино») не уделяет должного внимания вопросам электробезопасности в своем спортивно-оздоровительном комплексе. Как он пишет в акте-предписании представителю КМПО — главному инженеру этого комплекса Нуруллину: "Работы в электроустановках электротехническим персоналом производятся без выполнения организационных мероприятий, обеспечивающих безопасное их проведение, а со стороны руководства и энергослужбы КМПО ослаблен контроль за техническим состоянием электроустановок и электрооборудования, находящихся на территории комплекса. Электроустановки и оборудование эксплуатируются с нарушением действующих правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных постановлением Минтруда РФ и приказом Минэнерго РФ. Все это может привести к случаям электротравматизма и пожарам".

При проведении экспертизы госинспектор обнаружил следы разрушения изоляции электропроводов, отсутствие антикоррозийного покрытия корпуса трансформаторной подстанции и распределительных устройств, а также плакатов, предупреждающих о высоком напряжении, и еще много других нарушений правил пожарной безопасности. Он распорядился, чтобы на опорах высоковольтной линии (что проходит по территории «Атлашкино») было выполнено повторное заземление нулевого провода, и обязал руководство предприятия представить акты об устранении всех нарушений в Татгосэнергонадзор.

Кто виноват в смерти молодого парня, определит суд, куда собираются обратиться его родители, обеспокоенные тем, что прокуратура Зеленодольска закрыла дело.

— Я не жажду отмщения, — сказала Лариса Макаренко, мать Саши. — Моего сына, который был опорой и надеждой, не вернешь. Но виновные не должны остаться безнаказанными, ведь судьбу Сашеньки мог разделить и другой ребенок. Как горько и страшно хоронить своих детей!

На днях Лариса Вадимовна с мужем побывали на месте гибели сына. На расположенной рядом распределительной электроустановке, которая находится низко от земли, до сих пор нет надписи, предупреждающей о высоком напряжении. Не убран и ржавый провод — он болтается на дереве.

Валентина Пахомова

«Вечерняя Казань»

Обсудить